Содержание
I. Храм Пимена Великого
Церковь Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, еще называемая «Новый Пимен», расположена недалеко от метро «Новослободская», в историческом центре Москвы. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; пределы в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в честь преподобного Пимена Великого.
В этом районе жили московские воротники – хранители (стражи) проездных ворот крепостных стен Москвы, Кремля, Китай Города, Белого и Земляного. Первоначально поселение московских воротников располагалось у стен Кремля. Их слобода находилась рядом с Тверской улицей, а в честь храма покровителя воротников Пимена Великого (Египетский святой 4-го века Пимен Великий являлся покровителем воротников) или «Старый Пимен» были названы соседние переулки – Воротниковский и Старопименовский. «Старый» Пименовский храм около Тверской улицы, был уничтожен большевиками в ХХ веке.
В связи с бурным ростом центра столицы, слободу московских воротников перевели в 1658 году за пределы Земляного города на нынешнее место в район метро «Новослободская», тогда окраинное село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода, а в 1672 году воротники выстроили себе новый храм во имя своего покровителя святого Пимена, с главным престолом в честь Святой Троицы, в точности повторявший их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.
Пименовский храм уникален не только своей великолепной росписью, но и ее содержанием, связывающим Москву, Тверь и Великий Устюг. В нем находятся две редкие фрески – Михаила Тверского (врага первых московских князей) и Прокопия Праведного, Устюжского Чудотворца – основателя рода Романовых. Оба были канонизированы при Иване Грозном. В Пименовском храме две чтимые иконы: Владимирской Божией Матери и Казанской Божией Матери (писанная на стекле).
Тверь – Владимир – Москва – Золотая Орда:
1. В Пименовском храме расположен предел во имя Владимирской иконы Божьей Матери, а справа от входа находится фреска Михаила Тверского. Владимир – первая столица Руси и Тверь, которая при Михаиле Тверском, чья фреска находится в Пименовком храме, какое-то время фактически была столицей Руси, а сам Михаил принял титул «Князя всея Руси». Однако, судьбой было уготовлено стать столицей Российской империи Москве и Санкт-Петербургу. Тверь стала играть роль двери между ними, даже пословица такая была «Тверь – в Петербург дверь».
2. Михаил Тверской получил в 1305 году от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Территория Владимирского великого княжения, превышала территории таких известных княжеств, как Московское или Тверское, в 3–3,5 раза. Как правило, великого князя Владимирского признавали своим князем и новгородцы.
3. Внучка хана Узбека, причастного к смерти в Орде Михаила Тверского, была замужем за сыном Самаркандского правителя Тимура (1336–1405).
4. Возвышение Московского княжества началось при Юрии Московском (зять хана Узбека), расправившимся в Орде с Михаилом Тверским, своим главным конкурентом на Владимирский великокняжеский стол. Обладание ханским ярлыком на великое княжение означало значительные преимущества политического и экономического характера перед другими Рюриковичами.
5. Первый московский князь Даниил (младший сын Александра Невского) был племенником Тверского князя. Сам он не нападал на Тверь, в которой вырос, но его потомки начали активное устранение Твери, чтобы возвысить Москву и Московских князей. В настоящее время в монастыре его имени – Даниловском, расположена Синодальная резиденция Святейшего Патриарха и Отдел внешних церковных связей, что произошло в 1983 году, трудами Патриарха Пимена. В Даниловском монастыре находится Храм святых отцов семи Вселенских соборов, построенный первоначально по приказу Ивана Грозного, возродившего Даниловский монастырь. Первые семь соборов были еще неразделенными и католики признают все Семь Вселенских Соборов.
6. Тверь – родина Афанасия Никитина – первого из европейцев, пришедшего в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автора «Хождения за три моря». Афанасий Никитин провел в Индии 3 года.
Федор Шехтель и Виктор Васнецов
Внутреннее убранство церкви Пимена Великого в Новых Воротниках оригинально спроектировал Федор Шехтель – уроженец Саратова. Федор Шехтель был одним из крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий, Почётным членом Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа. Внук Шехтеля – Вадим Тонков стал известен по образу экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской, которую он играл.
Пименовский храм, на куполе – Вседержитель в радужном круге, окруженном ангелами |
За образец для внутреннего интерьера Пименовского храма был взят Владимирский собор в Киеве и росписи Виктора Васнецова, которого Федор Шехтель считал одним из своих учителей. Под прямым влиянием Васнецова сложились «неорусские» постройки не только Федора Шехтеля, но и неорусский стиль в московской архитектуре.
Кроме росписей Васнецова, Федор Шехтель использовал в оформлении интерьера древнехристианскую символику катакомб – изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей. Благоукрашенный и расширенный Пименовский храм освятили в октябре 1907 года.
В 1928-1932 гг. регентом хора в Пименовском храме был монах Платон – будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
С 1936 году Пименовская церковь стала главным храмом и цитаделью движения Обновленцев, во главе с их митрополитом Александром Введенским (1888–1946). Сторонники этого течения внутри Русской Православной Церкви, сложившегося после революции 1917 года, ставили целью «обновление» церкви, т. е. приспособление ее деятельности к изменившимся условиям. Они выступали за лояльное отношение церкви к Советской власти и против реакционно-монархической позиции церковного руководства во главе с Патриархом Тихоном. После раскаяния Тихона, осудившего свою контрреволюционную деятельность, обновленческое духовенство стало постепенно возвращаться в Патриаршую церковь. К 1946 году под давлением властей Обновленчество самоликвидировалось, влившись в состав легализованного Московского Патриархата. В этот же год, после смерти Введенского, Пименовский храм вернулся в Патриархию.
Интересно, что окончательным ударом по движению Обновленцев стала решительная поддержка Сталиным Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года, когда на фронтах с Германией решалась судьба Второй мировой войны. В это же время, как считается, останки Тимура возили на самолете над советскими позициями. Как бы там ни было, но именно в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда, над которым также возили Казанскую икону Божьей Матери. В Сталинграде капитулировала 6-я немецкая армия, что стало точкой перелома во Второй мировой войне. Фашистские войска прекратили наступление на Курской дуге, и с этого момента стратегическая инициатива на Восточном фронте окончательно перешла к Красной армии.
II. Пимен и Тимур
Причина, по которой, Пимен стал покровителем московских воротников уходит корнями к золотоордынскому хану Тохтамышу и Самаркандскому правителю Тимуру, который помог ему встать во главе Золотой Орды, после поражения Мамая на Куликовом поле. Именно в этом сражении основатель рода Сабуровых – Федор Сабур, спас жизнь Дмитрию Донскому.
После поражения в 1380 году от русского войска во главе с Дмитрием Донским, Мамай был смещен Тохтамышем, получившим военную поддержку от Тимура. Тохтамыш осадил Москву в 1382 году. Дмитрий Донской не отважился сесть в осаду, как это было в 1368 и 1370 гг., а вместо этого ушел с семьей в Кострому. Оборона Москвы была возложена на внука Ольгерда, боярина Остея и митрополита Киприана. В самом городе войск было мало.
Тохтамыш подошел к городу и начал переговоры с Остеем. Хан направил к москвичам своих союзников – нижегородских князей, которые поклялись, что ордынцы не тронут город, а удовольствуются принятием подарков и осмотром города. Москвичи собрали подношения Тохтамышу, и большая делегация во главе с Остеем вышла из городских ворот. Ордынцы, перебив посольство, ворвались в город. Москва была целиком сожжена, почти все жители погибли. Не имея возможности штурмом взять укрепленный город, Тохтамыш взял Москву хитростью в день святого Пимена 27 августа (9 сентября) 1382 года.
Препятствуя усилению Москвы, Тохтамыш поддерживал её соперников – нижегородских и тверских князей. Примечательно, что во время набега Тохтамыша на Москву в 1382 году, Митрополит Киприан укрылся в Твери, а Тверской князь Михаил Александрович прислал к Тохтамышу посла с заявлением о покорности. Вероятно, из-за участия Киприана в политической интриге, Дмитрий Донской отказался сотрудничать с ним, и на митрополичий стол был посажен возвращенный из ссылки Пимен.
Интересные связи с Тимуром:
• В день памяти Пимена 27 августа (9 сентября) 1382 года обманом золотоордынский хан Тохтамыш проник в Москву и разорил город и обложил Русь данью. Таким образом, уже через 2 года после Куликовской битвы Русь снова начала платить дань (выход) в Орду. После Куликовской битвы в 1380 году и последующей смерти темника Мамая в Крыму, чингизид Тохтамыш захватил власть в Орде благодаря Самаркандскому правителю Тимуру, который оказал ему военную поддержку. Без Тимура Тохтамыш никогда бы не смог стать ханом Золотой Орды.
• Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа, но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе с Киприаном чудотворного образа Владимирской иконы Божьей Матери, принесенного из Владимира в столицу. На этом месте был основан Сретенский монастырь в память об этом событии, спасшим Москву от Тимура, двигавшегося на Москву. Как только произошло «сретение» (встреча) этой чудотворной иконы, Тимуру явилась Богородица и приказала покинуть пределы Руси, что он и сделал.
• Почти через шесть столетий в день празднования Владимирской иконы Божьей матери 21 мая (3 июня) 1971 года совершилась интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, юношей принявшего в монашеском постриге имя Пимена Великого.
• В 1807 был освящен новый предел во имя Владимирской иконы Божьей Матери – патрональной иконе града Москвы. Это событие связано с прозрением слепого мальчика от иконы Владимирской Божией Матери, найденной при расширении храма.
Тимур и Россия:
• Окончательно разбив в конце XIV века Золотую Орду, вассалом которой тогда была Русь, Тимур сделал возможным для Руси стать самостоятельным государством через столетие, когда в XV веке она прекратила платить дань ослабленной ударами Тимура Золотой Орде.
• В течение XVI века, при Иване Грозном, Русь собрала под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.
• В XVIII веке, при Петре I, Россия стать империей.
• В XX веке, при Иосифе Сталине, Советский Союз стал мировой державой.
III. Прокопий Праведный
Прокопий Праведный был причислен к лику святых при Иване Грозном, с празднованием памяти 21 июля. Именно в этот день в 1303 году Прокопий ушел из жизни, а два с половиной века спустя, в этот же день, 21 июля 1579 года в Казани, взятой в 1552 году Иваном Грозным, была обретена Казанская икона Божьей Матери, являющаяся одной из двух чтимых в Пименовском храме икон (см. выше).
Росписи Васнецова, которые Федор Шехтель использовал в оформлении Пименовского храма и фреска Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца, связывают этот храм с Великим Устюгом. Подобного настенного изображения Прокопия Праведного нет больше нигде в Москве.
Фреска Прокопия Праведного в храме Пимена Великого |
Известный русский художник Виктор Васнецов часто бывал в Великом Устюге, проездом в соседнюю Вятскую губернию, откуда он был родом. Будучи мастером живописи на исторические и фольклорные сюжеты, он хорошо знал российскую историю. Его кисти принадлежит знаменитая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), экспонируемая в Третьяковской галерее, в которой находится знаменитая икона «Устюжское Благовещение», перенесенная в Москву из Великого Устюга по условиям соглашения Ивана Грозного и митрополита Филиппа.
IV. Михаил Тверской
Помимо фрески Прокопия Праведного, в Пименовском храме имеется фреска Михаила Тверского, принявшего мученическую смерть в Орде при хане Узбеке.
Михаил Тверской (справа). Фреска в Пименовском храме |
Пожалуй, это единственная в Москве фреска Михаила Тверского, который был грозным соперником Москвы. Не без помощи Орды и брака Московского князя Юрия с сестрой хана Узбека, Москва победила Тверь в борьбе за управление русскими землями.
Тверь – колыбель московских князей (Даниловичей) – первый московский князь Даниил Александрович – самый младший (четвертый) сын Александра Невского, после смерти своего отца воспитывался в Твери в доме своего дяди Ярослава Ярославовича. Даниилу едва ли исполнилось 2 года, когда в 1263 году, на пути из Золотой Орды в стольный Владимир в Городце Радилове на Волге скончался его отец, великий князь владимирский Александр Невский. Москва с относившимися к ней волостями была выделена ему из состава территории великого княжества Владимирского по завещанию отца. Бабушка Даниила (мать Александра Невского) – Богемская княжна Мария – племянница Фридриха Барбароссы – одного из руководителей крестовых походов.
Михаил Тверской (22.11.1318) – князь Тверской (с 1285) и великий князь Владимирский (1305–1317), племянник Александра Невского:
• Первым из русских князей стал носить титул «Великий Князь всея Руси».
• Правитель Тверского княжества был убит в районе нынешнего Буденовска по приказу хана Узбека (1313–1342).
• 22 декабря 1317 года Михаил Тверской в битве у села Бортенево (в 50 км. от Твери) разбил Юрия Московского. Неожиданно в тверском плену скончалась жена Юрия Кончака. Михаил Тверской был вынужден отправиться на суд к хану Узбеку.
• 22 ноября 1318 года, в предгорьях Кавказа, у перевала Крестовый (ныне город Буденовск) Михаил был умерщвлен / убит слугами Юрия Московского. По легенде, еще у живого князя вырезали сердце. Мученическая смерть в Орде стала одной из основных причин канонизации Михаила Тверского в 1547 году при Иване Грозном, которому были нужны мученики за веру в преддверии похода на Казань.
• Тело Михаила было перенесено в Москву и погребено в Спасском монастыре. Таким образом, он стал первым из правителей Руси, похороненным в будущей столице. Через год вдова и дети князя за большие деньги выкупили и перенесли тело Михаила в Тверь.
V. Анна Кашинская
Анна Кашинская вступила в брак с князем Михаилом Тверским в 1294 году. Её причислили к лику святых в XVII веке. Она была дочерью Ростовского князя Дмитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего смерть от татар за отказ изменить православной вере.
Много скорбей выпало на долю Анны Кашинской:
• В 1294 году скончался ее отец.
• В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом.
• Вскоре после этого сильно заболел молодой князь, ее муж Михаил Тверской.
• Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора.
• В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским.
• В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен.
• В 1325 году старший сын ее, Дмитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом.
• В 1326 жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда.
• В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, и тела их разняли по суставам.
Интересна история канонизации / причисления к лику святых Анны Кашинской:
• Вскоре после мученической кончины в 1339 году в Орде сына и внука, Анна приняла монашество в Софийском Тверском монастыре с именем Евфросиния.
• Около 1364 году единственный оставшийся в живых сын княгини Василий упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество и родину Анны. В Кашине для нее был построен Успенский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним своим именем Анна.
• Анна скончалась в 1368 году и была погребена в Успенском соборе монастыря.
• Со временем ее имя было позабыто, пока в 1611 году поляки и литовцы не осадили Кашин. Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму. Она назвала свое имя и повелела возвестить священнику собора, чтобы гроб ее почитали, чтобы над ним пред образом Спаса «свечи палили и литии пели», ибо она молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от врагов. После этого видения Герасим был исцелен, а город спасен от разорения.
• На открытие ее мощей в 1649 году в Кашин приехал царь Алексей Михайлович (отец Петра I). В 1650 г. царь снова прибыл в Кашин, чтобы участвовать в торжествах перенесения мощей Анны из ветхого Успенского собора в Воскресенский собор. Царица и царевны вышили своими руками покров с изображением Анны Кашинской, а царь повелел построить храм в ее честь. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
• Однако вскоре святая Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников и через 36 лет совершилось необычное, единственное в русской истории и в истории Русской Православной Церкви событие. У патриарха Иоакима и духовных властей возникли сомнения в святости Анны Кашинской. Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение мощам Анны Кашинской.
• Церковная развенчанность княгини Анны длилась 230 лет. 7 раз в течение XIX века кашинцы направляли ходатайства о восстановлении почитания преподобной Анны в них были описаны более 40 чудес, совершенных у гробницы. Препятствия к канонизации были устранены после утверждения закона о старообрядцах (1905 г.), давшего им вероисповедную свободу и гражданские права.
• В 1908 году (7 ноября) Николай II утвердил решение Синода и почитание княгини Анны Кашинской было восстановлено. Более того, она стала единственной из святых жен, чья память совершалась шесть раз в году: 2 (15) октября день кончины; 21 июля (3 августа) день обретения мощей в 1649 г.; 12 (25) июня день перенесения мощей из Успенского собора в Воскресенский и вторичное прославление; в неделю Всех Святых; в неделю Всех Русских Святых.
• В 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской.
• В 1910 г. в Петербурге, на Выборгской стороне, на Сампсоньевском проспекте был освящен первый в России храм во имя Анны Кашинской.
• Имя Анна означает «Благодать».
• На шумерском языке АН означает «Небо», а АН.НА – Камень с Небес.