Великий Устюг



Время соединения миров
Великий Устюг

Тимуридский Ренессанс

Содержание

  1. Тимуридское Возрождение
  2. Ташкент
  3. Самарканд
  4. Шахрисабз
  5. Туркестан (Ясы)

I. Тимуридское Возрождение

Тимур был не только строителем пирамид из отсеченных голов, сопротивляющихся или восставших. У него в XIV веке было всё, из чего позднее, в XV веке родились принципы Эпохи Возрождения в Европе: любовь к строительству и декоративному искусству, знание таких интеллектуальных дисциплин как история и богословие, уважение к мастерам и художникам, которых он никогда не казнил, а наоборот собирал в Самарканде.  Символично, что величайший правитель и покровитель искусств Эпохи Возрождения — Лоренцо Медичи ушёл из жизни именно в день рождения Тимура.  Журнал «Мировой Ченнелинг» рассказывает как непобедимый завоеватель Тимур стал Тамерланом («Тот, кто знает Мерлина«).

В правление Тимура в Самарканде оказались самые замечательные мыслители Азии, чья культура тогда ярко сияла на фоне погруженной во мрак невежества Европы. Более того, Европа начала XV века спешила заручиться расположением Тимура после его победы над грозой Европы – оттоманским султаном Баязидом.

II. Ташкент

Хотя, по мнению историков, Тимур не очень любил Ташкент (тогда – Шах), именно в нем началось возрождение культа Тимура, после развала Советского Союза. Здесь 1 сентября 1993 года, президентом Исламом Каримовым (родом из Самарканда) Тимуру был установлен памятник с бронзовой надписью «Сила – в справедливости» (см. фото выше и крайнее правое ниже), а на другой стороне площади в 1996 году был открыт музей Тимура (см. фото слева), отдаленно напоминающий образцы высокого искусства зданий самого Великого завоевателя и его потомков.

Сегодня Тимур считается славным основателем Узбекистана, хотя при жизни называл кочевых узбеков очень крепкими словами. Через столетие после смерти Тимура, они вытеснили его потомков и установили собственные династии. Если бы они не завоевали страну, то у потомка Тимура и Чингисхана – Бабура, основателя в Индии династии Великих Моголов, не было бы повода покидать родину.

Заняв свое место на мраморном пьедестале в центре Ташкента, Тимур превратился в очередное звено длинной цепи идеологических и национальных символов. Он стал шестым памятником на одном и том же месте.

               

Перед памятником Тимуру здесь стояли:

1. Памятник Генерал-губернатору Туркестана Константину Кауфману с 1913 по 1917. Это был самый первый памятник стоящим на этом месте. Именно Кауфман пригласил в Самарканд и Среднюю Азию Василия Верещагина, написавшего знаменитую картину «Апофеоз войны», посвященную всем завоевателям мира и, в первую очередь – Тимуру.

2. Памятник борцам революции с 1917 по 1940-е.

3. Памятник Сталину с конца 1940-х по 1961, который отдал распоряжение о вскрытии гробницы Тимура.

4. Памятная стела с 1961 по 1968, со словами из новой Программы КПСС на двух языках, в связи с этим монумент в народе получил название «Русско-узбекский словарь».

5. Бюст Кала Маркса с 1968 по 1993 гг. Он представлял собой гранитный факел с развивающимся бронзовым пламенем в виде головы Карла Маркса. «Усеченная» голова основоположника коммунистической идеологии снова возвращает к Тимуру и его фирменным пирамидам.

III. Самарканд

Самарканд являлся столице и сердцем империи Тимура, который сегодня является символом Узбекистана. В 1924 году была образована Узбекская Социалистическая Республика, а в 1925 году Самарканд стал ее столицей. Наступила новая (после Тимура) эра прогресса и снова Самарканд стоял в авангарде.

После распада Советского Союза, в Самарканде был установлен памятник Тимуру, как выдающемуся полководцу, покровителю талантливых людей, ученых и поэтов, превратившему Самарканд в один из красивейших городов своего времени.

Биби-ханум: жена и мечеть

Кафедральная мечеть Самарканда была построена после похода Тимура в Индию в 1399 году и является одним из самых выдающихся архитектурных шедевров, возведенных Тимуром. Не случайно, в народе она называется Биби-ханум. Красота и величие этой мечети соответствуют высокому статусу этой женщины в жизни Тимура и его потомков. Отношение к ней непобедимого Тимура подчеркивает и тот факт, что ее мать была похоронена в отдельном мавзолее, рядом с кафедральной мечетью, носящей в народе имя ее дочери Биби-ханум – самой титулованной и влиятельной жены Тимура.

Сарай Мульк-ханум была знатного происхождения – дочь эмира Казагана, последнего Верховного эмира Мавераннахра и правнучка самого Чингисхана. Последнее было особенно значимым для Тимура, т. к. женившись в 1370 году на принцессе чингизидского происхождения, он добавил к своему имени прозвище «Гурган», что означает «зять великого хана» и тем самым получил официальное подтверждение своего права на царствование. В отличие от других жен Тимура, о Сарай Мульк-ханум в истории сохранилось больше всего сведений. Он уважал эту женщину и доверял ей как никому другому. Поэтому, она стала Биби-Ханум – старшей женой или главной императрицей его гарема.

Сарай Мульк-ханум не родила Тимуру детей, но именно ей он доверил воспитание своих любимых внуков Улугбека (сына Шахруха), ставшего царем-ученым с мировым именем и Мухаммад-Султана (сына Джахангира), который должен был стать наследником империи Тимура. Более того, матерью Мухаммад-Султана была Ханзада – внучка золотоордынского хана Узбека.

Из всех жен гарема только Сарай Мульк-ханум позволялось встречать его после военных походов, что подчеркивало ее высокий статус и особое положение среди всех жен Тимура. Помимо воспитания внуков Тимур доверил ей заботиться о Тукал-ханум, его последней жене, монгольской принцессе, дочери монгольского хана Хизрходжи. Тимур женился на ней из династических и стратегических соображений в 1397 году, когда ему был 61 год, а ей – 10 лет. Она возведена в ранг «кичик ханум» – младшей императрицы, в то время как старшей была Сарай Мульк-ханум (Биби-Ханум). Этих двух титулованных жен Тимура постигла одинаковая судьба – после смерти Тимура в 1405 году они были отравлены женой его внука Халиль-Султана, захватившего власть в Самарканде. Тимур как предчувствовал исходящую от нее угрозу и сильно прогневался на Халиль-Султана, когда тот в 1404 году самовольно женился на этой девушке низкого происхождения (из простого рода) и навлек гнев окружающих.

Шахи-Зинда: живой царь

Если мечеть Биби-ханум стала самым экстравагантным религиозным строением Тимура в Самарканде, то комплекс Шахи-Зинда (перс. «живой царь») был наиболее почитаемым и по сей день остается одним из самых живописных историко-архитектурных памятников Самарканда эпохи Тимура, который старался превратить Самарканд в Мекку Средней Азии. Шахи-Зинда возник на окраине городища Афросиаб вблизи могилы Кусама Ибн Аббаса – двоюродного брата и сподвижника пророка Мухаммеда. Пришедшие сюда в XIII веке орды Чингисхана разрушили город, но не тронули гробницу Кусама Ибн Аббаса. В отличие от приверженцев сторонников монотеизма, монголы были веротерпимыми, их интересовали только украшения храмов и мечетей, которые можно было продать или обменять.

Считается, что Кусам Ибн Аббаса прибыл в Самарканд в VII веке, чтобы обратить в ислам зороастрийцев – огнепоклонников. Однако, это пришлось не по душе местному населению и вскоре Кусам Ибн Аббасу отрубают голову. Интересное совпадение, в Индийских учениях о сотворении мира, усекновение головы означает открытие чакры Мудрости – пятой чакры, называемой Вишудха, ассоциируемой с Шивой, расположенной на горле между VI и VII шейными позвонками. Открытие чакры Мудрости часто ассоциируется с возможностью перехода на новый уровень сознания (от материалистического к духовному). Трагедия произошла 11 сентября в день Усекновения головы Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса Христа в водах Иордана. В день Усекновения головы Иоанна Предтечи в 1530 году в Троице-Сергеевой Лавре крестили будущего царя Иоанна Грозного.

Арабы стали почитать его как святого мученика за веру, так зародился здесь культ Живого Царя. Чтобы повысить престиж Шах-и-Зинды. Тимур превратил ее в усыпальницу наиболее отважных и преданных ему эмиров и своих близких родственников. Здесь похоронены две сестры и племянница Тимура, а также его жены.

Регистан

Сегодня одной из визитных карточек всего Узбекистана является Регистан – площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные (парадные) площади в городах Среднего Востока, но самым известным регистаном является Самаркандская площадь.

В 1888 году будущий вице-король Индии лорд Керзон посетивший Самарканд был поражен даже лежавшим тогда в руинах Регистаном и написал о нем следующее: «Я не знаю ничего на Востоке, что могло бы приблизиться к его массивной простоте и величию, и ничего не знаю в Европе, что могло хотя бы вступить в состязание с ним».

Находящиеся в составе Регистана три памятника (медресе) считаются апофеозом градостроительной деятельности Тимуридов и ярчайшей драгоценностью исламского искусства, а также уникальным примером градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Обустройство Регистана начал Улугбек, внук Тимура. Улугбек был одним из выдающихся астрономов и математиков своего времени (см. «Самарканд и его герои»). Как главная городская площадь и торгово-ремесленный центр средневекового Самарканда, Регистан начал формироваться в XIV – начале XV в.в. Сюда сходились шесть главных улиц, на пересечении которых женой Тимура Туман-ага был построен купольный торговый пассаж.

Иногда говорят, что дословное название площади – «место, усыпанное песком» якобы произошло оттого, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. На основании известной картины Василия Верещагина «Торжествуют» говорят, что Регистан был местом, где Тимур выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри. Ситуация почти как с известной картиной Ильи Репина, которая воспринимается как доказательство убийства Иваном Грозным своего сына (см. «Изюмский шлях»).

Соавтор (совместно с Сергеем Михалковым) слов Государственного, т. н. «Сталинского» гимна» СССР (1943) Эль-Регистан (Габриэль Уреклян) образовал свой литературный псевдоним от сокращения имени «Габриэль» – Эль и площади Регистан Самарканда, в котором он родился. Будучи советским журналистом и писателем Эль-Регистан красочно описывал павильон «Узбекистан» после его посещения в 1939 году.

Люстры этого павильона была стилизованы в знаменитые Сталинские высотки, 7 сестер, соответствующие самым ярким звездам в созвездии Плеяд (см. «Архитекторы Храма Христа Спасителя»). После распада Советского Союза «Узбекистан» превратился в павильон «Культура».

IV. Шахрисабз

Шахрисабз на 50 лет моложе Самарканда, чье 2750-детие отмечали в 2007 году. Современное название Шахрисабз в переводе с персидского означает «зелёный город», известно с XIV века, т. е. времени правления Тимура.

В древности Шахрисабз назывался Кеш и был столицей Согда – провинции империи царей древней Персии Ахеменидов. Согдийцы были известны своими ремеслами, торговлей и высокой культурой. В 329 году до нашей эры Кеш (Шахрисабз) был захвачен войсками Александра Македонского и с этого времени город оказался под влиянием эллинистической культуры, в результате в этой области получили распространение древнегреческие культы Геракла, Диониса и Афины. Как вы знаете, именно здесь Александр Македонский встретил свою жену. В 567-658 годах согдийские владетели города подчинялись тюркам. В VIII веке Кеш был завоеван арабами, но длительное время он оставался центром сопротивления арабам и исламу, который они с собой принесли.

Тимур родился в кишлаке Ходжа-Илгар, недалеко от Шахрисабза. На окраине этого кишлака стоит памятник в форме кирпичного трона, сообщающий, что здесь родился Тимур.

В XIV – начале XV веках Шахрисабз являлся резиденцией Тимура, приказавшего построить здесь великолепный дворец Ак-Сарай (или Белый дворец) как визуальное неопровержимое доказательство своего могущества. Как говорил Тимур, «Пусть тот, кто усомнится в нашей мощи, посмотрит на наши строения». В то время это был самый большой и самый знаменитый памятник могущества Тимура. Он поражал современников не только своими размерами, но и изощренностью декора.

В августе 1404 года дворец Ак-Сарай посетил посол кастильского короля Гонсалес де Клавихо, описавший его красоту и великолепие. Наряду с другими памятниками Кеша эпохи Тимуридов этот дворец сегодня в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Останки Ак-Сарая видны на фотографии, за памятником Тимуру.

К сожалению, до нашего времени от некогда великолепного Ак-Сарая дошли только два разобщенных (и частично разрушенных) пилона высотою 38 м., а соединявшая их 22,5-метровая входная арка была самой большой в Азии, пока не обрушилась 200 лет назад. Высота главного портала достигала 70 метров.

Во времена Тимура в Шахрисабзе уже существовала мечеть Коба. Интересно, что Коба – это – партийная кличка Сталина, отдавшего распоряжение вскрыть могилу Тимура в 1941 году, см. «Тимур и проклятие фараона».

В Шахрисабзе похоронен отец Тимура эмир Тарагай. Также два сына Тимура – Джахангир и Омар Шейх погребены в мавзолее комплекса Дорус-Сиядат, умершие в 20 и 38 лет соответственно. Здесь же расположена усыпальница, в которой находятся 4 могилы наследников Улугбека, внука Тимура. Настоящее имя Улугбека было Мухаммад Тарагай в честь отца Тимура, т. е. своего прадеда. Однако, он стал более известным под именем Улугбек (великий правитель – в переводе с тюркского), которое точно отражает его вклад в мировую историю и науку.

V. Туркестан (Ясы)

Туркестан (Ясы) – один из древнейших городов современного Казахстана, он был основан примерно в V веке на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы в Северный Казахстан. С XII века он назывался Ясы и стал наиболее известен как место, где жил Ходжа Ахмед Ясави, в память которого Тимур построил в XIV веке мемориальный комплекс. Ходжи Ахмеда Ясави был известным суфийским дервишем и поэтом, а также основателем аскетического братства ясавия. Примером личной жизни и простым доступным языком этот духовный наставник тюркских народов призывал людей следовать добру, не стяжательству, смирению и послушанию.

Правитель Золотой Орды хан Узбек, чья внучка станет снохой Тимура, принимает ислам от потомка Баб Арслана Зенгиата и его преемника Сеид-ата. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, в честь которого Тимур построил вышеуказанный мавзолей.

Хотя Тимур был воспитан в традициях суннитов, он оказывал покровительство суфиям, в частности их ордену Накшахбанди в Бухаре, а также оказывал помощь суфийским шейхам в разных частях своей империи. Суфии занимали высокие посты при дворе Тимура, особенно Саид Барака, ставший духовным наставником Тимура. Более того, как завещал Великий Завоеватель, его похоронили в ногах Барака, чтобы в день Страшного Суда, он мог держаться за одежды этого потомка пророка Мухаммеда.

В 1391 году, перед сражением Тимура и Тохтамыша на реке Кондурча, у Самары, Барака взял кусок грязи и бросил его в противника. «Ваши лица почернеют от позора вашего поражения», – крикнул он и обратившись к Тимуру сказал: «Иди там, где хочешь. Ты держишь победу» (см. «Самара Космическая»).

Памятная монета Банка России,
выпущенная в память о мавзолее
Ходжи Ахмета Ясави в Туркестане.

До сегодняшнего дня мавзолей остается одним из самых великолепнейших образов архитектуры Средней Азии. Мастера из Персии возвели по приказу Тимура прямоугольное здание мавзолея высотой 39 м., увенчанное двойным куполом – самым большим в Центральной Азии, диаметр которого составляет свыше 18м., а высота – 28м.

Репутация Ходжи Ахмеда Ясави была настолько высокой, что три паломничества к его мавзолею приравнивались к хаджу в Мекку, а само это место в мусульманском мире считается второй Меккой и одним из самых посещаемых в Центральной Азии. По своему масштабу мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сравним с кафедральной мечетью Биби Ханум, которую построил Тимур в Самарканде, после похода в Индию (см. «Дели – Самарканд – Тверь»).