Великий Устюг



Время соединения миров
Великий Устюг

Киприан и Устинья

            Взятие неприступной Казани войском Ивана Грозного (включая татар-союзников Москвы) произошло в 1552 году в день Киприана и Устиньи.  По приказу царя первая православная церковь в Казанском Кремле была поставлена в тот же день во имя этих святых.

            Известно, что с 7 до 30 лет Киприан обучался умению управлять стихиями в крупнейших центрах своего времени — на горе Олимп, в египетском Мемфисе и в Вавилоне.

            Киприан и Устинья считаются христианскими защитниками от колдовства.  Традиционно, спутниками колдунов являются рептилии.  В зависимости от культуры и понимания мироустройства, формируется отношение к рептилиям.  На Востоке – они символы мудрости, на Западе к ним отношение зачастую осторожное.  Казань стоит на стыке культур, а её герб украшает мудрый дракон Зилант.

            В честь взятия Казани, Иван Грозный приказал построить на Красной площади знаменитый собор Покрова Богородицы (в народе — собор Василия Блаженного), ставший одним из узнаваемых символов России.

            В этом соборе одну из четырех больших церквей (а именно северную) Иван Грозный назвал во имя Киприана и Устиньи, в день которых его русско-татарское войско взяло Казань.  На куполе этой церкви изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».

            Православная икона Божией Матери «Неопалимая купина» является еще и покровительницей всех огнеборцев и защитницей жилья от пожара.  День, в который ее чтят (17 сентября), называют православным профессиональным праздником пожарных.

            Сюжет «Неопалимой купины» восходит к Моисею и горящим, но несгорающим кустом на Синае, из которого с Моисеем говорил Бог.  Куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, родившей сына Божия, но оставшейся Девой («в Рождестве и по Рождестве»).  История и астрономия объясняют связь Созвездия Девы с Рождеством.  В правой руке Богоматери часто изображают лестницу, соединяющую Землю и Небо.  Ветхозаветное описание детства и юности Моисея восходит к истории знаменитого аккадского правителя Саргона Великого.

            Собор Василия Блаженного (Покрова на Рву), построенный в XVI веке в честь взятия Казани (бывшая Борея), стал прообразом иконостаса Храма Христа Спасителя.  В сложной средневековой символике собор Покрова на Рву выражал мистический образ Небесного Иерусалима – Града Божьего, и его воспроизведение в храме Христа Спасителя было напоминать верующим о Богоизбранности России.  Огромное внутреннее пространство под его куполом символизировало Красную площадь – центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя и, как теперь известно, Элохим.


Архитектором Храма Христа Спасителя был Константин Тон.  Активно содействовал его созданию Митрополит Филарет (Дроздов) — крупнейший русский православный богослов XIX века.  Вместе с императором Николаем I он присутствовал на торжественной закладке этого храма в 1839 году.  Митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта
престолонаследия от Александра I к Николаю I, позже заложившим в России традицию Кремлевской елки.  В наше время главным новогодним городом планеты стал Великий Устюг, камень из которого вложили в главную стену современного Храма Христа Спасителя – алтарную.  Рядом с алтарём сегодня в Храме Христа Спасителя почивают и мощи самого  Митрополита Филарета, причисленного к лику святых.