Военный истории Клим Жуков интересно рассказывает о тогдашней международной обстановке и объективных причинах походов русской армии и её татарских союзников на Казань.
Взятие Казани войском Ивана Грозного произошло в 1552 году в день Киприана и Устиньи. По приказу царя первая православная церковь в Казанском Кремле была поставлена в тот же день во имя этих святых.
Известно, что с 7 до 30 лет Киприан обучался умению управлять стихиями в крупнейших центрах своего времени — на горе Олимп, в египетском Мемфисе и в Вавилоне.
Киприан и Устинья считаются христианскими защитниками от колдовства. Традиционно, спутниками колдунов являются рептилии. В зависимости от культуры и понимания мироустройства, формируется отношение к рептилиям. На Востоке – они символы мудрости, на Западе к ним отношение зачастую осторожное. Казань стоит на стыке культур, а её герб украшает мудрый дракон Зилант.
В честь взятия Казани, Иван Грозный приказал построить на Красной площади знаменитый собор Покрова Богородицы (в народе — собор Василия Блаженного), ставший одним из узнаваемых символов России.
В этом соборе одну из четырех больших церквей (а именно северную) Иван Грозный назвал во имя Киприана и Устиньи, в день которых его русско-татарское войско взяло Казань. На куполе этой церкви изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».
Православная икона Божией Матери «Неопалимая купина» является еще и покровительницей всех огнеборцев и защитницей жилья от пожара. День, в который ее чтят (17 сентября), называют православным профессиональным праздником пожарных.
Сюжет «Неопалимой купины» восходит к Моисею и горящим, но несгорающим кустом на Синае, из которого с Моисеем говорил Бог. Куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, родившей сына Божия, но оставшейся Девой («в Рождестве и по Рождестве»). История и астрономия объясняют связь Созвездия Девы с Рождеством. В правой руке Богоматери часто изображают лестницу, соединяющую Землю и Небо. Ветхозаветное описание детства и юности Моисея восходит к истории знаменитого аккадского правителя Саргона Великого.
Собор Василия Блаженного (Покрова на Рву), построенный в XVI веке в честь взятия Казани (бывшая Борея), стал прообразом иконостаса Храма Христа Спасителя. В сложной средневековой символике собор Покрова на Рву выражал мистический образ Небесного Иерусалима – Града Божьего, и его воспроизведение в храме Христа Спасителя было напоминать верующим о Богоизбранности России. Огромное внутреннее пространство под его куполом символизировало Красную площадь – центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя и, как теперь известно, Элохим.
Архитектором Храма Христа Спасителя был Константин Тон. Активно содействовал его созданию Митрополит Филарет (Дроздов) — крупнейший русский православный богослов XIX века. Вместе с императором Николаем I он присутствовал на торжественной закладке этого храма в 1839 году. Митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта
престолонаследия от Александра I к Николаю I, позже заложившим в России традицию Кремлевской елки. В наше время главным новогодним городом планеты стал Великий Устюг, камень из которого вложили в главную стену современного Храма Христа Спасителя – алтарную. Рядом с алтарём сегодня в Храме Христа Спасителя почивают и мощи самого Митрополита Филарета, причисленного к лику святых.