Содержание:
Именно в своём имении в Пушкино в 1774 году граф Алексей Орлов-Чесменский основал Соколовский хор – первый в России цыганский хор во главе с Иваном Соколовым. Предки цыган, как известно, были из Индии.
Современный и единственный в мире цыганский театр «Ромэн» является наследником и продолжателем славных традиций, заложенных Иваном Соколовым. Коллектив театра бережно хранит эту историческую преемственность, которая является неизменной частью самых известных спектаклей «Ромэна».
Именно Пушкино стало колыбелью МХАТ им. Горького, созданного в 1898 году Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Первоначально он назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ), с 1932 года — Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького. Примечательно, что именно по ранним рассказам Горького был снят лучший фильм о цыганах — «Табор уходит в небо».
Горький посетил Пушкино в августе 1905 года, когда труппа МХТ репетировала его пьесу «Дети солнца», а в 1965 году в городском парке перед Летним театром была установлена гипсовая скульптура А.М. Горького (не сохранилась до наших дней).
В Пушкино происходит действие написанного в 1920 году стихотворения «Солнце в гостях у Маяковского» («Необычайное приключение бывшее со мной с Владимиром Маяковским на даче в Пушкино 27 верст от Москвы по Ярославской железной дороге»). Поэт любил это место и в течение нескольких лет снимал там на Акуловой Горе на лето дачу.
В основу вышеуказанного стихотворения легли впечатления от пребывания Маяковского на даче в Пушкино. В нём он изложил свою мечту – слияние в едином трудовом порыве человеческих и природных сил, что неизбежно приведет к счастливому будущему. В финале Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с сиянием Солнца и утверждает, что их совместный лозунг – светить всегда и везде.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Рожденный в Багдади, Маяковский был дружен с Михаилом Яншиным, актёром МХАТа, восходящей звездой советского театра и кино. Маяковский ухаживал за его первой любовью и женой Вероникой Полонской, поступившей сначала в студию МХАТа, а позже ставшей его актрисой.
После развода Полонской и Яшина в 1933 году, его второй женой в следующем году стала знаменитая цыганская актриса Ляля Чёрная – Надежда Киселёва, чей предок служил воеводой в Великом Устюге. Декабрь 1931 года – рождение театра «Ромэн», художественным руководителем которого Михаил Яншин был с 1937 по 1941. За этот короткий срок он повернул труппу от любительства к профессионализму. Под его руководством «Ромэн» обрёл МХАТовскую драматическую школу, начал ставить спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков – Николая Лескова, Максима Горького, Александра Куприна и др. Примой театра была жена Яншина — Надежда Киселёва (Ляля Чёрная). В 1942 году, сохранив добрые отношения, она ушла от него к его другу, одному из основателей «Ромэна» Николаю Хмелёву.
Яншин и Полонская венчались в 1926 года в церкви Воскресения на Успенском вражке через полтора месяца после премьеры «Дней Турбиных» на сцене Московского Художественного Академического театра (МХАТ) в октябре 1926 года. Режиссёром был Илья Судаков. Эту пьесу Михаила Булгакова любил Сталин.
По указанию Сталина спектакль «Дни Турбиных» вошел в классический репертуар театра. Только за 1926 – 1941 годы на сцене МХАТа пьеса прошла 987 раз. Известно, что вождь народов смотрел этот спектакль неоднократно. Впоследствии современники даже активно спорили, сколько раз Сталин его посмотрел. Писатель Виктор Некрасов писал: «Известно, что спектакль «Дни Турбиных» по пьесе М. Булгакова Сталин смотрел… 17 раз! Не три, не пять, не двенадцать, а семнадцать! А человек он был, нужно думать, все-таки занятой, и театры не так уж баловал своим вниманием, он любил кино… а вот что-то в «Турбиных» его захватывало и хотелось смотреть, скрывшись за занавеской правительственной ложи».
Сталин называл своим учителем Ивана Грозного. По мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» был снят легендарный советский фильм-комедия «Иван Васильевич меняет профессию» в символическом 1973 году. Именно Михаил Булгаков стал шафером на свадьбе Яншина и Полонской, но она так и не стала примерной женой. Маяковский не скрывал своих чувств к Полонской. Она часто бывала у него. Яншин делал вид или не замечал измен жены. Такой Вероника Полонская и осталась в памяти потомков — последняя, трагическая страсть Маяковского. Она была последним человеком, с которым он был перед самоубийством в апреле 1930 года в его квартире на Лубянском проезде (дома №3, квартира 12).
Полонская уходила из квартиры Маяковского, а он умолял её остаться. Спускаясь по лестнице, она услышала роковой выстрел. В истории с суицидом до сих пор слишком много неясностей. Курировал дело один из руководителей органов госбезопасности, печально известный чекист Яков Агранов, у которого был роман с Лилей Брик (Каган) – любовницей Маяковского. Настоящая фамилия Агранова – Соренсон. Агра – название реки возле города Владимира (столица Руси до Москвы, стоянка Сунгирь) и индийского города, который три столетия служил столицей Великих Моголов, до переноса индийской столицы в Нью-Дели.
Именно Лиля Брик познакомила Маяковского с Полонской. После смерти Маяковского, Брик, вступив в права на половину литературного наследие поэта, получала гонорары от издания его стихов. Агранов хорошо знал Владимира Маяковского, был в числе самых близких и частых гостей в доме у поэта.
Некоторые называли Агранова чекистом-эстетом, другие «палачом русской интеллигенции», одним из организаторов массовых репрессий. Пишут, что на следствии с участием Агранова арестованных практически не били, в основном – убеждали.
В 1929 году Агранов стал начальником Секретного отдела ОГПУ СССР, «курировал» творческую интеллигенцию, дружил со многими знаменитыми писателями, поэтами и артистами. В 1933 году Агранов назначен на должность заместителя председателя ОГПУ СССР. В 1934 году он руководил следствием по делу об убийстве Кирова. В 1934 году, после создания НКВД СССР, был назначен на должность первого заместителя наркома внутренних дел. С декабря 1936 по апрель 1937 руководил Главным управлением государственной безопасности НКВД СССР, которое в 1934 году возглавил Генрих Ягода. Под руководством Ягоды был учреждён ГУЛАГ и увеличилась сеть советских исправительно-трудовых лагерей, началось строительство Беломоро-Балтийского канала силами заключённых. К освещению этой стройки были привлечены десятки видных писателей во главе с Максимом Горьким.
Весной 1937 года Агранов был понижен в должности, смещён со всех занимаемых постов в Москве и направлен на должность начальника Управления НКВД Саратовской области. Позже, именно Саратовская область станет местом, где свои первые шаги в небо сделает Юрий Гагарин и где он приземлится после своего исторического полёта 12 апреля 1961 года. Именно 12-м апреля 1930 года датируется предсмертная записка Владимира Маяковского. В Саратове Агранов был арестован 20 июля 1937 года и доставлен в Москву. В августе следующего года его расстреляли по обвинении в участии в «контрреволюционной заговорщицкой организации в органах НКВД». Приговор утверждён на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР. Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного суда РФ признан не подлежащим реабилитации.
Считается, что Агранов курировал секретаря и гражданскую жену Горького – Марию (Муру) Закревскую-Бенкендорф, считавшейся сотрудницей секретного отдела ОГПУ. Горький посвятил Муре (так её называли близкие) свой последний роман «Жизнь Клима Самгина». Это самое масштабное произведение великого писателя. Горький писал его с 1925 года вплоть до смерти. Этот роман называют главным произведением Горького и одним из важнейших произведений русской литературы XX века.
Действие книги охватывает 40 лет жизни России. Общее число персонажей романа из разных социальных классов превышает 800. Среди эпизодических персонажей появляются и реальные лица — Николай II, Савва Морозов и др. В идейных спорах героев прозвучало более 70 имён философов и политиков.
Более чем на ста страницах упоминается Лев Толстой, которого называют «зеркалом русского индуизма». На стольких же страницах Достоевский, который однажды сказал: «Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Великий гуманист вложил в умы потомков мысль о том, что «красота спасёт мир», убедил всех, что счастье всего человечества не может быть построено даже на слезинке одного ребёнка. Достоевский создал принципиально новый жанр в мировой литературе, ввёл нового героя — человека «высшей идеи».
Высоко одарённая, эрудированная, с хорошим знанием иностранных языков Мура познакомилась с Горьким осенью 1919 года и тогда же вошла в его ближайшее окружение. Позже самый знаменитый советский пролетарский писатель организовал ей второй, фиктивный брак, оплатив большие карточные долги некоего барона Будберга, взамен сосватав ему свою протеже.
В 1920 году Мура познакомилась с английским писателем Гербертом Уэллсом и, как считается, стала его любовницей. Это связь возобновилась в 1933 году в Лондоне, куда она уехала, расставшись с Горьким. Близкие отношения Муры с Уэллсом продолжались до смерти известного английского писателя. Он просил её выйти за него замуж, но она отказалась. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Герберт Уэллс трижды посещал Россию — в 1914, 1920 и 1934 годах и мог лично видеть состояние страны до Октябрьской революции и после.
Во второй раз Уэллс прибыл в Россию по приглашению своего старого приятеля Горького, у которого и остановился. Герберт встречался с Лениным, произошедшая между ними (социалистами) беседа навсегда изменила представления англичанина о Советской России, большевиках и их образованном лидере, смело строящим будущее. Однако, увлеченный рассказ Ленина о масштабном плане электрификации всей страны (ГОЭЛРО) вынудил Уэллса назвать его «кремлевским мечтателем». Английский фантаст был абсолютно уверен, что реализовать что-то подобное на огромной территории крестьянской России невозможно.
В третий раз Герберт Уэллс приехал в Советский Союз в 1934 году. Встречался с новым лидером страны — Сталиным. Своими глазами Уэллс увидел преобразившуюся планом ГОЭЛРО, электрифицированную страну с сотнями новых промышленных предприятий и заметил: «Теперь, просматривая свою написанную четырнадцать лет назад книгу, я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком».
В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Герберта Уэллса (рожденного в Большом Лондоне) кратеру на обратной стороне Луны, оптимальную траекторию полёта к которой впервые рассчитал советский учёный, один из основоположников космонавтики Юрий Кондратюк.
Мария (Мура) Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг родилась в 1892 году в Полтаве, как и Луначарский. Рано потеряла отца, воспитывалась матерью в полтавском имении. Её отец Игнатий Платонович Закревский был тайным советником и сенатором. Умер в 1906 году в Каире от сердечного приступа. Его тело забальзамировали и перевезли в Берёзовую Рудку – село на правом берегу реки Перевод на Полтавщине, где он родился. В этом селе, в его имении, похоронили отца Муры в склепе-пирамиде, построенном ещё при его жизни. Ранее, в 1881 году, в Виннице, было забальзамировано и помещено в саркофаг тело великого врача, основоположника русской военно-полевой хирургии Николая Ивановича Пирогова.
Будучи фрейлиной, Мура вышла замуж в 1911 году за русского дипломата Ивана Александровича Бенкендорфа — барона из прибалтийских немцев. Венчание состоялось в Берлине в церкви князя св. Владимира. В 1912 — 1914 годах Мура работала в российском посольстве в Берлине. Её супруг был дальним родственником русского государственного деятеля и военачальника, графа Александра Христофоровича Бенкендорфа — шефа жандармов и одновременно Главного начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Именно А.Х. Бенкендорфу император Николай I поручил надзор за Пушкиным.
В феврале 1918 года, в Петербурге, Мура знакомится с английским вице-консулом Робертом Локкартом. В апреле этого де года у них начались отношения. Локкарт родился в Шотландии и его отчеством было Брюс. Он являлся организатором т.н. «Заговора трех послов» — дипломатических представителей Англии, Франции и США с целью свержения большевистской власти в Советской России. Раскрыт в августе 1918 года ВЧК во главе с Дзержинским. В сентябре того же года Мура была арестована сотрудниками ВЧК в квартире Локкарта. Позже он сам пришёл в ВЧК с личной просьбой освободить арестованную вместе с ним свою любовницу Муру. Его просьбу удовлетворили, но сам Локкарт был снова задержан и провёл пять дней на Лубянке. В октябре 1918 года иностранные дипломаты покинули пределы Советской России. Мура познакомилась с Корнеем Чуковским, который работал в издательстве «Всемирная литература». Делать переводы известных английских авторов он ей не дал, зато поручил конторскую работу, с которой он великолепно справлялась.
19 февраля 1919 года в окрестностях родового замка в Эстонии, крестьяне убили её мужа Ивана Бенкендорфа. Двоих совместных детей остаются там с гувернанткой. Осенью того же 1919 года Чуковский знакомит Муру с Горьким порекомендовав её в качестве секретаря. Она входит в его ближайшее окружение и позже становится гражданской женой. Мура переводила произведения Горького и других современных русских писателей на английский язык, вела переговоры с издателями, переводчиками, режиссёрами за рубежом.
Муре перешли все права на зарубежные издания Горького после его смерти в 1936 году. Он был самым издаваемым в СССР советским писателем, общий тираж превысил 242 млн. экземпляров. Если же принимать в расчёт всех русских писателей, то Горький уступает лишь Толстому и Пушкину. Псевдоним «М. Горький» впервые появился в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» в подписи писателя к его первому печатному рассказу «Макар Чудра». Именно его в 1976 году экранизировал режиссёр Лотяну, сняв лучший фильм о жизни цыган «Табор уходит в небо».
После смерти Горького Мура навсегда уехала в Англию. Хранила его письма, работала в кино. В 1961 году снялась в фильме Питера Устинова «Романов и Джульетта», позднее писала сценарии для британских постановок чеховских «Чайка» (1968) и «Три сестры» (1970).
В 1970 года умер Локкарт. Мура организовала поминки в русском православном кафедральном соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, который расположен на 51-й северной широте, как знаменитые Костёнки на Дону – самое древнее на Земле место непрерываемого обитания человека современного типа (Homo sapiens). Здесь, на территории площадью около 30 гектаров, обнаружено более 60 стоянок возрастом до 45 тысяч лет и более. Древнейшее скульптурное изображение человека, выполненное из бивня мамонта, возраст которой 35 тыс. лет. Костёнки сыграли значимую роль в великом расселении человека по планете, они стали местом, откуда произошло заселение разумным человеком Европы и остальных частей земного шара.
Вышеуказанный кафедральный православный собор в Лондоне повторяет романскую базилику Сан-Дзено Маджоре в итальянской Вероне (XI в.) в области Венеция. Она построена над местом захоронения первого веронского епископа — Зенона Веронского. Верона — один из самых красивых городов Италии, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Вероне происходит действие пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта».
В сентября 1974 года Мура приехала из Англии к сыну в Италию, в Тоскану, где жила возле Флоренции – бывшей столицы герцогов Медичи. Флоренция – колыбель Возрождения, город, который дал миру таких титанов как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Никколо Макиавелли, Данте, Галилей и др. В конце октября того же 1974 года Мура скончалась в Тоскане – бывшей Этрурии, чья цивилизация заложила базу Римской империи, законы и архитектура которой до сих пор управляют современным миром.
Сын Павел Иванович перевёз тело матери из Италии в Лондон, где её похоронили 11 ноября 1974 года. Отпевали Муру в тоже православном кафедральном соборе Успения Божией Матери и Всех Святых, стоящим на Нулевом (Гринвичском) меридиане. В 1970 году, в нём она устроила поминки по своему любовнику Роберту Брюсу Локкарту, с которым познакомилась в послереволюционном Петербурге, стоящим на Нильском меридиане и на одной северной широте с Великим Устюгом, с которым имеют невидимые сакральные связи и Пушкино и оба выдающихся российских театра, рождённых на Пушкинской земле.
Как сказано выше, Луначарский является одним из основателей в Москве единственного в мире цыганского театра «Ромэн».
Севастопольский академический русский драматический театр имени А. Луначарского, основанный в 1920 году — сердце культурного Севастополя, популяризатор русской и мировой культуры. Зал основной сцены вмещает 696 зрителей. Здание театра было специально построено в самом сердце города на проспекте, носящим имя великого русского флотоводца, героя Синопского сражения Павла Нахимова. Его имя носит также одна из центральных площадей Севастополя, на которой в 1898 году в присутствии императора Николая II был впервые установлен памятник адмиралу Нахимову. Он родился в Смоленской губернии, в сельце Городок, ныне – село Хмелита (55° с.ш. 33° в.д.), бывшая усадьба дворян Грибоедовых.
В 1900 году великий русский писатель Чехов смотрел в Севастополе свою «Чайку» в исполнении актёров МХАТа. Театр приехал туда на свои первые гастроли полным составом во главе с его основателями Станиславским и Немировичем-Данченко. Колыбелью МХАТа является подмосковный город Пушкино, где проходили первые репетиции театрального коллектива, созданного Станиславским и Немировичем-Данченко в 1898 году, в районе современной улицы Учинской, на даче Архипова.
Как сказано выше, Яншин связал театр «Ромэн» и прославленный уже в те годы МХАТ, основанный в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко. Яншин был воспитанником Станиславского. С 1950 по 1963 года Яншин был главным режиссером Театра им. Станиславского. По инициативе Яншина во МХАТ был приглашён Олег Ефремов, который с 1970 года возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году — МХТ им. А.П. Чехова.
Чехов, к тому времени уже женатый на ведущей актрисе МХТ Ольге Книппер, гостил на даче Станиславского в Любимовке (Пушкино) в 1902 году. Там он написал свою знаменитую пьесу «Вишнёвый сад» специально для МХТ.
Примечательно, что встреча Немировича-Данченко и Станиславского в 1897 году, на которой обсуждалось создание Общедоступного театра (будущего МХТ), состоялось в знаменитом ресторане русской кухни «Славянский базар» на Никольской, недалеко от Кремля и того места, где при Иване Грозном в 1564 году открылась первая в России типография. Её основателем и первым печатником Руси стал Иван Фёдоров. Первая напечатанная им книга называлась «Деяния апостольские, собрания соборные и Святого Павла послания», ставшая вехой не только в отечественном, но и во всем мировом книгопечатании. Начавшись в Москве, завершилась именно в Любимовке (Пушкино) на даче Станиславского вышеуказанная эпохальная встреча двух великих деятелей русской культуры о создании театра. Их детище стало феноменом не только русской, но и мировой культуры.
Первый русский общедоступный профессиональный театр был основан в 1750 году в Ярославле выдающимся актёром и режиссёром Фёдором Волковым. Театр помогает людям осознать свою человечность, в т.ч. через сопереживание и наблюдение за жизненными ситуациями со стороны.
Театр Немировича-Данченко и Станиславского открылся в октябре 1898 года спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» (сын Ивана Грозного) Алексея Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 года он располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году архитектором Шехтелем. Это здание в Камергерском (проезд Художественного театра с 1923 по 1992 годы) – дар театру от настоящего русского человека и великого ревнителя русской культуры Саввы Морозова.
В 1987 году Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького был разделён на два театра. Сегодня они известны как МХТ имени А.П. Чехова и МХАТ имени Горького. МХТ имени Чехова расположился в первоначальном здании театра в Камергерском переулке. МХАТ имени Горького расположился на Тверском бульваре в доме №22, в новом здании театра, главным архитектором которого был Владимир Кубасов. Главный фасад МХАТ имени Горького изображает каменный театральный занавес, а общий стиль фасада напоминает скандинавский модерн. С момента разделения, МХАТ имени Горького часто называют консервативным. На его основной сцене идут постановки по классическим произведениям русских и зарубежных классиков.
Рожденный в Пушкино МХАТ со временем передал свои художественные и академические традиции «Ромэну», история которого восходит к первому цыганскому хору, размещенному графом Орловым в Пушкино. Традиции и опыт МХАТ сделали «Ромэн» театром в классическом значении этого слова.
Художественный руководитель МХАТа Николай Хмелёв стал супругом Ляли Чёрной (Надежды Киселёвой) в 1942 году. Его друг, актёр МХАТа Михаил Яншин (прежний муж Ляли Чёрной) с 1937 по 1941 год был художественным руководителем «Ромэна». Об их отношения и становлении «Ромэна» рассказывает спектакль «Поющие струны души».
Выдвижение в 1943 году Хмелёва художественным руководителем МХАТ (после ухода из этой жизни Немировича-Данченко) было предопределено как его дарованиями, так и особым к нему отношением Сталина. Великий кормчий назвал своим учителем Ивана Грозного, давшего Устюгу титул Великого города.
Сталин дважды был в ссылке в Сольвычегодске, рядом с Великим Устюгом. Именно Иван Грозный стал последней актерской работой Хмелёва. Он неожиданно перешёл в другой мир в 1945 году, на 45-м году своей жизни, во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» А.Н. Толстого, в котором исполнял роль первого русского царя Ивана Грозного.
Именем Николая Хмелёва называлась улица в центре Москвы с 1945 по 1993 годы. Ныне это снова Пушкарёв переулок, в районе Сретенки. В этом переулке с многомерным историческим названием находился основанный Хмёлевым театр-студия, которая в 1937 году влилась в театр им. Ермоловой (Тверская дом 5/6), художественным руководителем которого стал Хмелёв.
Самая печально известная картина, связанная с Иваном Грозным (в народе её именуют «Иван Грозный убивает своего сына»), принадлежит кисти Ильи Репина. Он не брался писать всех подряд. Высшей степенью восхищения и одобрения художника был написанный им портрет. Однажды в 1915 году, у Корнея Чуковского, Репин слушал Маяковского, темпераментно читающего «Облако в штанах». Он пообещал Маяковскому написать портрет. Репину понравились и «вдохновенные» кудри поэта, но в назначенный день Маяковский пришёл к нему бритым налысо.
Примечательно, что именно в Репино (тогда — Куоккала) под Санкт-Петербургом поэт завершил свою поэму «Облако в штанах», изначально называвшуюся «Тринадцатый апостол». Здесь, в своей любимой усадьбе «Пенаты», жил и был похоронен в 1930 году Илья Репин — крупнейший живописец второй половины XIX века, работы которого заказывал даже российский император Александр III, памятник которому был открыт на народные пожертвования возле Храма Христа Спасителя.
Современниками Александра III были основатели МХАТа Станиславский и Немирович-Данченко, а его правление отмечено значительными успехами в укреплении могущества России, а также выдающимися достижениями в развитии науки и культуры.
Музей изящных искусств на Волхонке носил при открытии в 1912 году имя Александра III. Он расположен рядом с вышеуказанным Храмом Христа Спасителя. Инициатором создания этого музея в 1893 году (ещё при жизни Александра III) выступил заслуженный профессор Императорского Московского университета (совр. МГУ), доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев – отец русской поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой. Сам он родился в деревне Дроздово, Шуйского уезда, Владимирской губернии.
В 1937 году основанный Цветаевым музей получил имя великого русского поэта Александра Пушкина, который был потомком того самого боярина Григория Морхинина, по прозвищу Пушка, имя которого носит современный город Пушкино, в котором де-факто родились предшественники двух замечательных театров — МХАТа и «Ромэна».
На гербе и флаге Пушкино отражено достопримечательное событие в его истории, а именно — рождение здесь в 1897 году Московского общедоступного художественного театра (МХТ, с 1920 года МХАТ), с которым связаны имена многих известных режиссёров и актёров. Большинство из них выступало в Летнем театре дачного посёлка Пушкино на реке Уче.
На предыдущем гербе Пушкино, помимо театрального занавеса — символа театра, было колесо. Примечательно, что колесо присутствует и на международном флаге цыган, первый хор которых в России оказался именно в Пушкино.
Приложение №1
В 1934 году Агранов назначен первым заместителем народного комиссара внутренних дел СССР Генриха Ягоды, который родился в Рыбинске, который с 1984 по 1989 года носил имя Андропова, который одно время жил и учился в этом городе на Волге. Рыбинская земля – родина Генриха Фишера — старого большевика, соратника Ленина и Крижановского, отца легендарного советского разведчика Вильяма Фишера (Абеля).
Ягода стал первым в истории СССР Генеральным комиссаром государственной безопасности, что по статусу соответствовало воинскому званию Маршала Советского Союза. Следующим был Ежов, после него – Берия. Все три Генеральных комиссара госбезопасности НКВД/НКГБ СССР были приговорены к высшей мере наказания и ни один из них не был реабилитирован.
Семья Ягоды приехала в Рыбинск из Симбирска, где родился Ленин, которого Гималайские владыки назвали Махатмой. В Рыбинске родились основатели Голливуда. В Рыбинске сделали свои капиталы Нобели. Семья Ягоды была связана родственными отношениями с нижегородской семьёй Свердловых. Рождённый в Нижнем Новгороде (как Максим Горький), высокопоставленный советский политический и государственный деятель Яков Свердлов (наряду с Лениным) рассматривается рядом современных историков как один из руководителей большевистского правительства, давших санкцию на осуществление расстрела последнего российского императора Николая II.
Имя Свердлова носил советский крейсер, который летом 1953 года, по приглашению правительства Великобритании, принял участие в международном военно-морском параде в Портсмуте по случаю коронации королевы Елизаветы II, родственницы последнего русского царя Николая II. К английской королеве Елизавете I сватался первый русский царь Иван Грозный, желая создать, как минимум, политический альянс.
Этот дружественный поход «Свердлова» стал одним из памятных событий в истории отечественного Военно-Морского Флота. Это был первый дальний зарубежный поход нашего крупного боевого надводного корабля после окончания Великой Отечественной войны, в которой Советский Союз, США и Англия были союзниками по антигитлеровской коалиции. Правда, бывшие союзники вынашивали планы ядерной бомбардировки крупных Советских городов сразу после окончания войны. Как они сделали с Хиросимой и Нагасаки. Только благодаря мудрости Сталина, самоотверженной работе советских учёных-атомщиков во главе с Курчатовым и разведки, эти планы были сорваны.
В конце апреля 1953 года командир крейсера Рудаков встречался в Москве с Главком ВМС Николаем Кузнецовым и министром обороны Булганиным. Для выполнения столь почетного задания новейший отечественный крейсер «Свердлов» был приведён в образцовый порядок, т.к. ему предстояло стать визитной карточкой страны. Позже корабли типа «Свердлов» завоевали мировое признание как лучшие легкие артиллерийские крейсеры середины ХХ века.
Английская пресса высоко оценила отличную морскую подготовку личного состава советского крейсера, его высокую дисциплину, общую культуру поведения и т.д. Например, 1 час 20 мин. отводилось по нормативам Британского адмиралтейства для постановки крейсера на якоря. Команда советского крейсера сумела выполнить эту сложную задачу всего за 12 минут, чем вызвала настоящую сенсацию на рейде и в английской прессе. «Свердлов» быстро и точно занял свое место в парадном строю — в колонне «G» справа от основной колонны «F», рядом с английским авианосцем «Неукротимый» (англ. Indomitable).
В тот день Англия торжественно отмечала не только коронацию Елизаветы II, но и день рождения герцога Эдинбургского Филиппа, её супруга королевы Елизаветы II, потомка российского императора Николая I, в правление которого началось строительство Храма Христа Спасителя в Москве.
Замыслы иллюминатов и скрытую историю планеты раскрывает в своих книгах внучатый племянник Якова Свердлова – американец Стюарт Свердлоу, в прошлом участник тайных программ и секретных проектов различных национальных организаций США.
Отец Ягоды приходился двоюродным братом отцу Якова Свердлова — Михаилу Израилевичу Свердлову, жившему в Нижнем Новгороде. Впоследствии Ягода женился на Иде Авербах — дочери родной сестры Якова Свердлова Софьи Михайловны, своей троюродной племяннице. Ида Авербах родилась 11 августа 1905 года в Саратове. В этот год произошла Первая русская революция, длившаяся с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи. До 9 июня 1937 года Ида Авербах была заместителем прокурора города Москвы.
Отец Иды родился в Казани в 1874 году. Жил и работал в Ленинграде, стоящем на Нильском меридиане. Арестован в апреле 1937 года. Осужден к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного суда СССР. Расстрелян. Место захоронения — могила невостребованных прахов №1 крематория Донского кладбища.
Дядя Иды — Свердлов Вениамин Михайлович родился в 1886 году в Нижнем Новгороде и с юности участвовал в деятельности кружков революционной молодёжи, за что был сослан в Нарым (Томской области), но бежал за границу. С 1909 года — в Великобритании, затем в США, работал в банке в Детройте, одновременно вёл революционную пропаганду среди российских эмигрантов. Через частный банк Свердлова проходили средства, собранные в США на помощь еврейским революционным организациям в Российской империи. После октябрьской революции 1917 года вернулся в Россию, сделал карьеру. В 1918 году назначен народным комиссаром путей сообщения РСФСР. Возглавлял Российское общество Красного Креста. С 1926 года — член Президиума Высшего совета народного хозяйства (которым руководил Дзержинский), заведующий научно-техническим отделом этого Совета. Ответственный секретарь Всесоюзной ассоциации работников науки и техники. С 1936 года — директор Дорожного научно-исследовательского института НКВД СССР (ДорНИИ). В октябре 1938 года арестован по обвинению в «участии в троцкистской контрреволюционной террористической организации». В апреле 1939 года приговорен к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного суда СССР. Расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году.
Есть мнение, что Ягода женился на Авербах скорее по расчёту. Позже любовницей Ягоды стала Надежда Пешкова (близкие её звали «Тимоша») – невестка писателя Максима Горького, жена его покойного сына Максима Пешкова, уроженца Полтавской губернии. Сама Надежда Пешкова (дев. Введенская) родилась в Томске, была подругой дочери Шаляпина. С Максимом Пешковым они поженились в 1922 году в Берлине.
В 1938 году Ягоде было предъявлено обвинение в убийстве сына Горького, как и самого Горького. Ягода признал себя виновным и утверждал, что делал это из-за влюблённости в невестку Горького. Само знакомство Ягоды с Максимом Горьким, связанных с нижегородской землей, относится к предреволюционным годам. Позже они поддерживали дружеские отношения и оставили после себя обширную переписку.
В любовных отношениях с Тимошей был и советский военачальник Тухачевский, который, как считается, намеривался использовать её и для негласной связи с Ягодой, но быстро в ней разочаровался.
Заметное место Тимоша занимает и в позднем периоде жизни русского писателя графа Алексея Толстого, но она не отвечала ему взаимностью. Они познакомились в Италии, в Сорренто, в 1932 году. В 1953 году у неё не состоялся брак с инженером Владимиром Поповым, бывшим мужем одной из дочерей Калинина. После смерти мужа и свёкра, любой мужчина, который приближался к Тимоше, был обречён. Есть версия, что Сталин имел на неё виды и предлагал ей соединить судьбы.
В свои приезды в Россию у Надежды Пешковой (Тимоши) останавливалась Мура Будберг – секретарь и многолетняя спутница жизни Максима Горького. Тимоша и её свекровь были у неё в Лондоне после смерти мужа Тимоши (Максима Пешкова), убедив привезти архив.