Еще много неразгаданных тайн хранит город Устюг, получивший статус «Великого» при Иване Грозном. Современные историки видят в этом признание царем важности Устюга для торговли как с Западом, в первую очередь с Англией, так и с Востоком, в частности с Уралом и Сибирью.
С открытием в середине XVI века морского пути из Западной Европы в Россию через Архангельск (Белое море – Северная Двина – Сухона) большой товарооборот пошёл также через Вологду и Ярославль – города, тоже удостоившиеся особого внимания Ивана Грозного, но не получившими статуса Великих городов.
Иван Грозный планировал сделать Вологду своей новой столицей и даже построил величественный собор (для помазания на царство) и кремль, как в Москве. В Ярославле Иван Грозный повелел изобразить одного из трёх Христофоров, связанных со взятием Казани. В 1672 году в Ярославле была построена церковь Николая Чудотворца на Меленках с пределом Прокопия Устюжского.
Согласно официальной версии, икона «Устюжское Благовещение» была написана в XII веке в Великом Новгороде, но история не знает, почему этот образ Благовещения был назван Устюжским и кем. В Устюге это была одна из самых почитаемых икон. У неё и Смоленской иконы Божией Матери молился Прокопий Праведный, когда каменная туча грозила разрушить город в 1290 году.
В 1564 году, по приказу Ивана Грозного, на месте старого деревянного Успенского собора в Устюге, в котором молился перед «Устюжским Благовещением» о спасении города Прокопий Праведный, строится каменный собор с приделом Иоанна Предтечи – небесного покровителя Иван Грозного.
В 1567 году, при Митрополите Филиппе, по указу Ивана Грозного эта икона была привезена из Великого Устюга в Москву и поставлена в иконостас Кремлёвского Успенского собора, в котором короновали русских царей, начиная с Ивана Грозного, возводили в сан епископов и митрополитов, оглашали государственные акты и служили торжественные молебны. Сегодня «Устюжское Благовещение» находится в Государственной Третьяковской галерее
При Иване Грозном списки этой иконы были поставлены на почётные места (у Царских врат) в иконостасах важнейших соборов:
- Кремлёвского Благовещенского собора, который почти 500 лет был домовой церковью русских правителей. С крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел в 1584 году комету – предвестницу его смерти и открывающей глубинные мотивы поступков первого русского царя.
- Кремлёвского Архангельского собора, служившего великокняжеской усыпальницей. Здесь находится одних из трёх вышеуказанных Христофоров, изображенный по приказу Ивана Грозного. Лицо Христофора направлено не только в сторону Казани, но и гробницы Ивана
Грозного в алтаре этого собора. Здесь он был похоронен в 1584 году.
- Успенского собора Троице-Сергиева монастыря – главной православной обители Руси. Успенский собор был построен по указу и на средства Ивана Грозного в ознаменование побед над Казанским и Астраханским ханствами. Как и вышеуказанный Вологодский Софийский собор, он был построен по типу Московского Успенского собора в Кремле.
«Устюжское Благовещение» наглядно показывает воплощение Благой Вести, принесенной Архангелом Гавриилом. На груди Богородицы «аки сквозь дым» просматривается фигурка еще не рожденного младенца Христа. На этой иконе Благовещение дано с предельной для того времени наглядностью – непорочное зачатие произошло по воле Всевышнего.
Благовещение открывает Новозаветную историю («сегодня — спасения нашего начало и вечной тайны явление»). То, что на языке Средневековья называлось Спасением (души), сегодня чаще называют переходом человечества на новый уровень развития в наступившую эпоху Водолея и грядущий Золотой Век.
Благовещение для всего человечества является отправной точкой периода от Рождества Христова до 2012 года, в течение которого человеческое сознание символизируемое Богородицей (Девой Марией), должно родить (пробудить) в себе Христово или Высшее Сознание, символизируемое Христом-младенцем. Эта идея изображена на иконе Казанской Божьей Матери.