Факты:
- Современник Тимура, Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Дмитрия Донского, Мамая, Тохтамыша и др. деятелей XIV века.
- В 1439 году Макарий, возвращаясь из казанского плена на Русь в районе современного Свияжска, выбрал место для будущей Макарьевской пустыни. Из плена его освободили по указанию внука Тохтамыша и основателя Казанского ханства хана Улу Мухаммеда.
- Строитель Свияжска Иван Выродков, будучи тяжело раненным, получил выздоровление от воды из колодца, выкопанного Макарием возле основанной им в костромской земле Троицкого монастыря на реке Унжа.
- Макарий основал монастырь на берегу Волги в Нижегородской области, где в самом древнем соборе изображен Христофор-Псеглавец.
- Макарий — один из небесных покровителей Костромского края – родины Снегурочки.
Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В юношеские годы он принял иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а впоследствии основал две монашеские обители — Богоявленский монастырь на реке Лух и знаменитый Троицкий монастырь близ озера Желтые Воды.
На священном языке Индии санскрите ‘вода’ — это ‘рома‘, а ‘макара‘ — морской дракон» ездовое животное бога мировых вод Варуны, богини Ганги и символ бога Камы. Как и Макарий, в Нижнем Новгороде родился Николай Хмелев — один из основателей единственного в мире цыганского театра «Ромэн». Предки цыган были родом из Индии, куда с территории нынешней России несколько тысяч лет назад ушли арии.
В 1439 году Желтоводский монастырь подвергся опустошительному набегу войска золотоордынского хана Улу Мухамеда — внука Тохтамыша и основателя Казанского ханства. Многие из монахов обители были убиты. Оставшихся в живых, в том числе и Макарий, увели в плен. Однако вскоре, впечатлённый его кротостью, хан отпустил Макария и, по его просьбе ещё 40 человек, с условием, что он не будет возвращаться на прежнее место. Макарий Унженский и Желтоводский почитается с тех пор как покровитель плененных и без вести пропавших.
90-летним старцем Макарий прибыл в костромские пределы, на берега реки Унжи, и основал здесь новый, третий по счету, монастырь во Имя Святой Троицы. По его молитве у подножия горы, на которой возник монастырь, забил святой источник. В 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской.
Умер Макарий 7 августа (ст. стиль 25 июля) 1444 года и был погребен в основанной им Унженской обители. Согласно, Календарю 13 Лун, 25 июля — День вне времени. После смерти подвижника многие стали приходить к его гробу и получать исцеления. К небесному заступничеству Макария неоднократно прибегали при разорительных татарских набегах и почитали его покровителем находящихся в плену.
Небесное заступничество Макария Унженского сыграло особую роль в судьбе Царского дома Романовых. Поздней осенью 1612 года, сразу после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, молодой боярин Михаил Федорович Романов (будущий царь Михаил Романов) вместе со своей матерью инокиней Марфой направился в далекий Макариево-Унженский монастырь, чтобы у раки преподобного Макария помолиться об освобождении из польского плена своего отца Ростовского митрополита Филарета — будущего Патриарха Московского и всея Руси (Роус). Жертвенным подвигом Иван Сусанин спас их от польского отряда. Во время обратного пути в Москву Михаил Романов был призван на русский престол в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре при участии Феодоровской иконы Божией Матери.
В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Романов вновь посетил Унженскую обитель для благодарного поклонения мощам Макария Унженского за свое избрание на царство, освобождение из польского плена отца, спасение от гибели, умиротворение Отечества.
От царя Михаила Романова монастырь получил разрешение на устройство ярмарки, названной Макарьевской. В начале XVII века она являлась самой большой в России и одной из наиболее крупных в Европе. Макарьевская ярмарка длилась две недели, на неё приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы.
В начале XIX века возникла необходимость создания нового экономического центра в Нижнем Новгороде. В 1817 году император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца и направил выделенные для этого деньги на постройку ярмарки. Макарьевскую ярмарку перенесли в Нижний Новгород с сохранением названия.
Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых русских монастырей России. С XVII века он получил статус Лавры. В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан. Позже он станет первым епископом Воронежским, сподвижником патриотических начинаний царя-реформатора Петра I.
Во второй половине XVIII века слобода, существовавшая близ Макарьев-Унженского монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В XIX веке в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище.
В 1919 году Макарьевский монастырь был закрыт. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского.
Мощи Макария, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца, были возвращены Церкви в 1990 году. В настоящее они время пребывают в основанном им Макариево-Унженском Троицком монастыре в Свято-Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая Макарию. За монастырем находится колодец, выкопанный Макарием.
Испив воды из этого колодца, получил выздоровление Иван Выродков — русский военный инженер, участник походов на Казань. В 1551 году, по приказу Ивана Грозного, Выродков построил под Казанью за 28 дней деревянную крепость Свияжск, послужившую опорным пунктом для взятия Казани русскими войсками. В 1552 при штурме Казани руководил фортификационными работами и соорудил 13-метровую осадную башню, собранную за одну ночь. В 1557 построил крепость и гавань при устье реки Нарвы и крепость в Галиче.
На санскрите, «макара» означает «морской дракон» или «водяной монстр». В индуизме, Макара – это вахана бога мировых вод и символ бога Камы.