Великий Устюг



Время соединения миров
Великий Устюг

Кострома

Содержание

  1. Введение
  2. Основание Костромы
  3. Феодоровская икона Божьей Матери
  4. Иван Грозный – «Не рыдай меня мати»
  5. Иван Грозный – Никола Великорецкий
  6. Связи Костромы и Великого Устюга
  7. Ипатьевский монастырь
  8. Призвание Романовых на царство

I. Введение

Кострома – уникальный город, олицетворявший у древних славян, живительные силы весны. Кострома связана с Годуновыми и Сабуровыми, с Иваном Грозным, чья жена любила бывать в Костроме. Здесь призвали на российский престол первого царя из династии Романовых, в наше время он стал резиденцией Снегурочки, внучки Деда Мороза – главного персонажа праздника Новый Год, являющегося старейшим на Земле.

В настоящее время единого мнения, почему город назван Костромой и что это значит. Выдвигаются следующие версии:

• Кострома славянское языческое божество, олицетворяющее живительные силы весны. На костромской земле существовал обычай – встречать наступление лета.

• Кострома – это финское слово «кострум», обозначающее укрепленное место, крепость, поэтому и название возникло в связи с появлением города-укрепления, города – крепости. Это подтверждают псковские летописи, где значится слово «костр», «кострига» в смысле крепость, укрепление, место, город.

• Кострома, по мнению Татищева, это замок Костр (или Кострум) близ Дерпта, находящегося в Ливонии.

Если посмотреть на археологические находки и письменные источники, то выстраивается следующая хронология:

• Стоянки первобытного человека, как показывают раскопки, находились при впадении реки Костромы в Волгу, или как в древние времена ее называли Ра, а в средние – Итиль.

• В VII – IV тысячелетии до н.э., в эпоху неолита, здесь жили предки угро-финских племен. Они селились по берегам Волги, Костромы, Вексы, Чухломского и Галичского озер. Это были охотники и рыболовы.

• В I тысячелетии до н.э. земли заняли предки племени меря, которые занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Так сложился племенной союз, и территория нынешней Костромы стало стойбищем большого рода. Свои небольшие поселения миряне укрепляли валами и рвами.

• В IX веке к ним присоединились марийские племена под названием черемисов. Начинают развиваться ремесло и торговля с соседними племенами. Через Кострому шли по Волге торговые пути в Волжко-Камскую Болгарию, страны Востока, верховья Оки, связывали ее с Киевской Русью и Великим Новгородом.

• С XII века Владимирские князья все более укрепляются на территории Костромского края, строят новые города, такие как Кострома, Нерехта, Большие Соли и другие.

 

II. Основание Костромы

Памятник Юрий Долгорукому
в Костроме

Согласно исследованиям историка В.Н.Татищева (1686 – 1750), ученика Якова Брюса и фактического основателя Перми, первое упоминание о Костроме, как о городе, появляется в 1152 году. С тех пор закончилась костромская вольница, и Кострома стала частью Владимиро-Суздальского княжества, владения Юрия Долгорукого.

 Юрию Долгорукому, как основателю города, был поставлен в 2003 году Костроме бронзовый памятник. Скульптура представляет собой восседающего на престоле Великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь заложен будет новый город. В левой руке он, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл на эти земли не как воин, но как завоеватель.

Кострома была основана Юрием Долгоруким, стремившимся очертить границы своего княжества и воздвигавшего для этого города-крепости, как в пограничных территориях, так и в центре. Его сын Андрей Боголюбский объединит под своим началом разобщенные русские княжества Северной или Владимирской Руси, фактически дав мощное начало появлению нового народа.

В период правления Юрий Долгорукого и его старшего сына Андрея Боголюбского в Залесской Руси ими было основано множество городов: Дубна (1134), Тверь (1135), Москва (1147), Устюг (1147), Вологда (1147), Юрьев-Польский (1149), Переславль-Залесский (1152), Дмитров (1155), Боголюбово (1155) и др.

Именно Кострома стала первым городом России, получившим собственный (городской) герб.  Она получила его от  Екатерины Великой. На гербе была изображена галера с Императорским штандартом на мачте.  Она была схожа с той галерой «Тверь», на которой Екатерина прибыла в город.  Такое появление Твери на гербе Костромы не может быть простой случайностью, как и тот факт, что баркас (на котором дрался с контрабандистами Верещагин) в фильме «Белое Солнце пустыни», тоже назывался «Тверь».  Тверское княжество было одним из самых сильных.  В Твери воспитывался будущий правитель Московского княжества — младший сын Александра Невского — Даниил, давший начало династии, которая будет править Россией четыре веков.  Рюриковичей сменят Романовы, призвание которых на российский престол состоялось именно в Костроме, Феодоровской иконой Божией Матери.

III. Феодоровская икона Божией Матери

Одна из величайших
Российских Святынь –
главная святыня
древнего Костромского
края – чудотворная икона
Божьей матери
«Феодоровская»

Кострома приобрела свою святыню – Феодоровскую икону Божьей Матери, в XIII веке, при князе Василии Ярославиче и в течение многих столетий она покровительствует Костромской земле. Интересно, что в 1265 году князь Василий Ярославич, чтобы укрепить мир с враждующей Литвой, женился на дочери литовского князя Витовта. Наша Школа уже несколько лет сотрудничает с эзотерическими группами в Литве и Латвии.

Василий Ярославич наследовал престол в 1272 году, после смерти великого князя Ярослава Ярославича, брата Александра Невского. Целых 5 лет с 1272 по 1276 гг. Кострома являлась политическим центром Северо-Восточной Руси, столицей Залесской Руси: под началом князя были объединены Костромское, Владимирское и Новгородское княжества. Это почти треть территории Древней Руси. Новгородцы сами просились под княжение Василия Ярославича.

Предполагают, что именно Феодоровским образом Божьей Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – великого князя Александра Невскогона брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

Существует две версии приобретения этой чудотворной иконы:

• Историческая – первоначально икона была обретена Юрием (Георгием) Всеволодовичем в старинной часовне близ Городца. После гибели брата Ярослав (Феодор в крещении) перенес в 1239 году мощи святого Георгия в Успенский собор г. Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына Александра Невского на брак с половецкой княжной. В 1263 году икона перешла к младшему брату Александра – Василию Ярославичу, который перенес ее в Кострому в собор святого великомученика Феодора Стратилата.

• Чудо – в праздник Успения Богородицы 16 (29) августа 1263 года, нездешне одетый воин, в котором с изумлением узнали святого Феодора Стратилата, прошествовал по улицам Костромы с иконой Божией Матери. На следующий день ее обнаружил на дереве у речки Запрудни князь Василий. Чудный образ не дался ему в руки, пока не пришел крестный ход духовенства. С великими почестями доставили приобретенную икону в храм Феодора Стратилата, от которого она и получила свое название.

Икона Божией матери
«Феодоровская» в киоте,
в Богоявленском соборе
г. Костромы

Сегодня, чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» это – главная святыня Костромы и Костромского края. Она находится в Костромском Богоявленском монастыре, крупнейшем в Костроме. Он был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суле, неподалёку от центральной части города – Костромского кремля. Его «строителем» и первым игуменом летопись называет Преподобного Никиту – «сродника и ученика» Сергия Радонежского.

Долгое время монастырь оставался деревянным, Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленский собор, построенный в 1559-1565 годах по приказу Ивана Грозного, как полагают, артелью каменщиков, прибывших в Кострому из Ростова Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля. Первая супруга царя – Анастасия, любила посещать монастырь. Анастасия – с древнегреческого – означает «воскресение». О том, что она будет царицей, предрёк ей Геннадий Костромской и Любимоградский. Иван Грозный не оставлял своим вниманием Богоявленский монастырь, однако, были и другие моменты. Игумен монастыря и часть духовенства оказало почести двоюродному брату Ивана Грозного, претенденту на престол Владимиру Старицкому, направленному царем из Москвы в Нижний Новгород, формально, в связи с угрозой вторжения турок. Путь Владимира Старицкого лежал через Кострому, где игумен и часть духовенства поддержали притязания Владимира на престол, чем заслужили гнев Ивана Грозного. Тем не менее, позже царь одарил обитель многими дарами и милостями.

В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен, а 11 монахов приняли мученическую смерть.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

После закрытия во времена Советской власти, сегодня монастырь возрождается. Интересна связь времен. В 1888 году несколько сестер Богоявленско-Анастасиина монастыря во главе с монахиней Варварой основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нем — бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменьей основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии. В этом веке, посланницам Пюхтицкого монастыря было суждено возрождать костромскую обитель – в марте 1991 года из Пюхтицкой Успенской обители в Кострому, для восстановления Богоявленско-Анастасиина женского монастыря, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, была направлена монахиня Иннокентия, которая, 29 августа, в день празднования Феодоровской иконы Божьей Матери, Архиепископом Костромским и Галичским Александром возведена в сан игуменьи. Несколько ранее – 17 августа – был освящён Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда, с десятитысячным крестным ходом, была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы – Феодоровская чудотворная икона Божьей Матери, древний явленный образ, которым инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила Романовы.

 

IV. Иван Грозный – Не рыдай меня мати

Икона
«Не рыдай меня мати»
в Коломенском
(загородная резиденция
русский царей),
вклад Ивана Грозного
в Николо-Угрешский
монастырь

Иван Грозный делал вклады и дарил молельные иконы Костромским монастырям, включая Ипатьевский и Богоявленский, являющиеся двумя основными монастырями Костромы. Среди подаренных Иваном Грозным икон, заслуживают внимания не яркие по краскам, но чрезвычайно интересные по сюжетам иконы «Не рыдай меня мати» и «Александр Невский». На первой из них изображено оплакивание Христа его матерью – Марией. Впервые композиция «Не рыдай меня мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, и вызвала в 1554 году дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств, которые в XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон.

Икона «Не рыдай меня мати» является одним из многих эстахологических знаков, оставленных потомкам Иваном Грозным: «Не рыдай меня, зрящи во гробе, восстану бо, воскресну тогда, когда все будет исполнено, всякая правда земли, когда всякое горе земное дойдет до предела и изольется на нас Господне милосердие, когда придет конец всему, когда и нам будет дано встать лицом к лицу с славой Господней…».

Фреска «Не рыдай меня мати»
над южными вратами Успенского собора
Свияжского Успенского монастыря,
основанного в 1551 году
по указу Ивана Грозного

В Свияжске в Успенском соборе, Иван Грозный повелел сделать даже фреску «Не рыдай меня мати», чтобы она дошла до потомков. У нас была большая работа, связанная с Иваном Грозным, взятием им Казани и, соответственно, со Свияжском, как плацдармом для завоевания Казани.

 

Возможно, именно эта фреска вдохновила Демьяна Бедного написать в 1918 году в Свияжске – месте решающей схватки красных и белых, стихи, ставшие знаменитой красногвардейской песнью «Проводы» («Как родная меня мать провожала»).

 

 

Как родная меня мать провожала,
Так и все моя родня набежала,
Ох, куда ты паренек, ох куда ты,
Не ходил бы ты Ванек во солдаты.
В Красной Армии штыки чай найдутся,
Без тебя большевики обойдутся…

Поневоле ли идешь, аль с охотой,
Ваня, Ваня, пропадешь не за что ты.
Мать, страдая по тебе, поседела,
И во поле и в семье столько дела.
Путь изменит прежних дней и в помине,
Лучше б ты женился свет на Арине.
С молодой бы жил женой не ленился,
Тут я матери родной поклонился,
Поклонился всей родне у порога,
Не судите обо мне очень строго.

Будь такие все как вы ротозеи,
Чтоб осталось от Москвы, от Расеи…

Демьян Бедный не был простым человеком. Его настоящее имя – Ефим Придворов. По официальной версии, он был сыном крестьянина, однако учился в Германии, свободно владел несколькими языками. Существует мнение, что он был внебрачным сыном великого князя и известного поэта Константина Романова от связи с фрейлиной императорского двора (отсюда странная фамилия: Придворов), и его ребенком отдали на воспитание в крестьянскую семью. В 1917 году слухи об этом получили огласку, но Ленин защитил Демьяна Бедного.

В 1923 г. Демьян Бедный первым из советских писателей был награжден орденом Красного Знамени, а в 1938 г. – орденом Ленина. Однако уже в 1938 г. за либретто к комической опере «Богатыри» (1936) Демьяна Бедного обвинили в «клеветническом освещении истории» и исключили из партии.

 

V. Иван Грозный – Никола Великорецкий

Святитель
Николай Великорецкий,
с житием (в окладе).
Москва. Середина XVI века,
вклад Ивана Грозного
в Ипатьевский монастырь
в 1581 г.

Икона «Никола Великорецкий» середины XVI века, была вложена Иваном Грозным в Троицкий собор Ипатьевского монастыря в память «по царевиче Иване Ивановиче», его старшем сыне, ушедшего в 1581 году из жизни при невыясненных обстоятельствах. Сегодня эта икона находится в собрании Костромского музея.

Вторая икона XVI века с изображением чрезвычайно популярного на Руси Николы Великорецкого находится в иконостасе церкви Воскресения на Дебре. Культ Николы Великорецкого возник в XVI веке, в царствование Ивана Грозного. Первоначально, Никола Великорецкий изображался по типу Николы Зарайского, но без житийных клейм.

Икона Николы Великорецкого была обретена в конце XIV века в Вятской земле, от иконы начались исцеления и чудотворения. Около 1400 года жители Хлынова (Вятка, ныне Киров) – столицы Вятского края просили отпустить образ чудотворца в Хлынов, обещав ежегодно приносить его на место явления. Так, более чем 600 лет назад возник Великорецкий крестный ход, который был и остается самым продолжительным крестным ходом в православном мире и одним из самых многолюдных в России. В 2000 году, в год 600-летия Великорецкого крестного хода, Патриарх Московский и всея Руси Алексий объявил о всероссийском статусе праздника явления Великорецкой иконы святителя Николая.

Карта маршрута
Великорецкого крестного
хода на Вятке

1546 – первое упоминание в древней грамоте о культе святителя Николая на Вятской земле (по легенде явление чудотворной иконы произошло на р. Великой в 1383 г.).

В 1555 – 1556 и 1614 – 1615 гг. икона Николы Великорецкого побывала в Москве. Возникновение поныне традиционного Крестного хода на р. Великую связано с перемещением ее из с. Великорецкого в г. Хлынов. 

В 1552 году, по приказу Ивана Грозного, «чудотворную» икону Николы Великорецкого привезли из Вятки в Москву, где с нее было сделано много копий. Созданная московскими иконописцами новая редакция древней иконы стала популярной, с нее появилось много списков, которые разошлись по всем городам России, включая Кострому.

Вятка, так как и Кострома имеют тесную связь с Иваном Грозным. Первый в Вятке монастырь был создан по его указу в 1580 году Трифоном Вятским – человеком, которого царь лично знал, уважал и снабдил всем необходимым для создаваемого монастыря. В юности он тайно оставил родительский дом и пришел сначала в Великий Устюг – город Прокопия Праведного и Стефана Пермского, а затем принял постриг в Пыскорском монастыре Пермской губернии, находившимся под патронажем Строгановых, получивших от Ивана Грозного грамоты на управление Великопермскими землями. Трифон Вятский подвизался на Гляденовской горе, расположенной в 30 км. от современной Перми на реке Нижняя Мулянка. Как показывают современные исследования, эта гора в древности была многоярусным архитектурным сооружением (пирамидой). Как и Стефан Пермский, уничтоживший Прокудливую березу зырян, Трифон уничтожил, почитаемую коренными жителями как бога, Священную Ель, находившуюся рядом с его пещерой.

Трифон Вятский не раз бывал в Москве, встречался с Иваном Грозным и был почитаем царем. В правление Бориса Годунова, будучи в столице, постриг в монахи Кремлевского Чудова монастыря Григория Отрепьева – холопа у бояр Романовых (а фактически их родственник) будущего Лжедмитрия I, ставшего русским царем. Какие мотивы двигали Трифоном, и что он знал о родителях этого человека так и остается тайной. Почему простой инок был настолько хорошо образован, что был взят Патриархом Иовой (+1607) для книжного письма. Сам Иова обязан своим появлением в Москве Ивану Грозному, благочестие которого он заметил, когда Иов был иноком Успенского монастыря в Старице – излюбленного места Грозного, штаба Ливонской войны. Неизвестно почему беглый монах Григорий Отрепьев нашел временное пристанище у известного своей широкой просветительской деятельностью Константина Острожского, создавшего условия для выпуска знаменитой Острожской Библии Ивана Федорова – русского первопечатника, открывшего по приказу и под покровительством Ивана Грозного первую типографию на Руси. Одну из нескольких сот напечатанных в Малороссии в 1582 году Острожских Библией, Иван Грозный подарил английскому послу Джону Горсею, и теперь она хранится в Лондонском музее. Вообще, время правления Ивана Грозного отмечено расцветом древней письменности.

 

VI. Связи Костромы и Великого Устюга

 

1. Великий Устюг является родиной Деда Мороза, а Кострома – Снегурочки. Оба города неразрывно связаны с Иваном Грозным и его первой и самой любимой женой Анастасией, отправленной врагами царя.

2. Иван Грозный, не без участия Анастасии, построил в 1559-1565 гг. Богоявленский собор – первое каменное здание в Костроме. Богоявленский монастырь пользовался особым расположением царской четы. О том, что Анастасия будет царицей, предрек ей Геннадий Костромской.

3. По приказу Ивана Грозного в 1564 году деревянный храм Успения, в котором молился Прокопий Праведный, отводя от Устюга каменную тучу в 1290 году, перестроили в каменный, который, как и Богоявленский в Костроме, стал первым каменным зданием в городе.

4. Сама Анастасия была пра-пра-прав-внучкой Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца – небесного покровителя Великого Устюга, который получил статус «Великого» при Иване Грозном.

5. Иван Грозный венчался с Анастасией в феврале 1547 года на следующий день после канонизации на церковном соборе Прокопия и Иоанна Устюжских.

6. Богоявленско-Анастасьинский монастырь был основан последователем (сродником) Сергия Радонежского старцем Никитой. Ивана Грозного четырех дней отроду крестили в основанной Сергием Троице-Сергеевой Лавре. После крещения Василий III – отец будущего грозного царя положил младенца на раку с мощами Сергия Радонежского, прося для сына небесной помощи и заступничества этого святого. Иван Грозный построил в этом монастыре мощные стены и центральный Успенский собор, в честь взятия Казани и Астрахани, после которых прекратились набеги казанских татар на Кострому и другие российские земли. Ближайшим другом Сергея Радонежского был уроженец Великого Устюга Стефан Пермский, чье рождение было предсказано Прокопием Праведным. Горельефы сидящих рядом Стефана и Сергия расположены на восточной (алтарной) части Храма Христа Спасителя, построенного в 19-м веке на месте Алексеевского монастыря, основанного в 1547 году по указу Ивана Грозного. Митрополит Алексий, в честь которого была названа новая обитель, являлся учителем и духовным наставником Дмитрия Донского, которого Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву, дав двух монахов легендарного Пересвета и Ослябю.

7. При Иване Грозном в 1547 году в Москву была перенесена икона «Устюжское Благовещение», на которую, по одной из версий молился Прокопий Праведный в Устюге в 1290 году, спасая город от каменной тучи. При Иване Грозном списки этой иконы были установлены в главных соборах Руси, а она сама стала храмовым образом Кремлевского Благовещенского собора – домовой церкви русских царей. С крыльца этого храма в 1584 году Иван Грозный увидел комету и сказал, что она является знамением его приближающейся смерти, что вскоре подтвердилось.

VII. Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь возник на стрелке реки Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Нижегородским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу.

В плане монастыря – неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586-1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642-1645) пристроен по велению царя Михаила Романова. Возрожден монастырь в 1992 году.

Существуют две версии основания Ипатьевского монастыря:

1. Деревянный монастырь был основан в 1275 году костромским князем Василием Ярославовичем (ум. 1276) – младшим внуком Всеволода Большое Гнездо, братом Александра Невского.

2. Татарский мурза Чет, направлявшийся в 1330 году из Золотой Орды на службу к Московскому князю Ивану Калите (до 1296—1340). Под Костромой он, якобы, заболел. Во сне явилась ему Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским, умершими в IX веке. Она обещала исцеление, если Чет примет христианство. Выздоровевший мурза благополучно добрался до Москвы, принял крещение под именем Захария и поставил Ипатьевский монастырь. Мурза Чет является родоначальником Годуновых и Сабуровых. Вотчины Годуновых граничили с монастырской территорией. История по татарского мурзу – это, скорее всего, лишь легенда, т.к. некоторые реальные факты опутаны густой сетью вымыслов, и возвышение монастыря связано с возвышением рода Годуновых. Скорее всего, мурза, т. е. Захария Чет пожертвовал деньги монастырю, уже построенному костромским князем Василием.

Есть мнение, что монастырь основал в 1275 г. князь Василий Квашня. После его смерти новый монастырь попал под покровительство Годуновых, и его возвышение следует за возвышением этого рода. Затем монастырь нашел себе покровителя в лице царской династии Романовых. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года, чтобы объявить об избрании Михаила на царский престол.

По легенде, именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу и отдав жизнь за царя.

 

VIII. Призвание в Костроме Романовых на царство

Летом 1611 года в Нижнем Новгороде под руководством земского старосты Козьмы Минина Сухорукого и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского образовалось народное ополчение, вставшее на защиту русских земель от литовско-польских интервентов. В марте 1612 года оно выступило из Новгорода и двинулось по Волге через Решму, Кинешму, Плес, Кострому к Москве. В Плесе была организована переправа через Волгу. В Костроме сместили изменника воеводу Ивана Шереметева и назначили воеводой Романа Гагарина. В ополчение влилось еще 4 костромских отряда. Собрана была «многая казна». Разбив противника под Москвой, ополченцы заставили капитулировать и польский гарнизон Кремля.

Ближайшим помощником Д.М.Пожарского был его двоюродный брат Дмитрий Петрович Пожарский, по прозвищу Лопата, который на костромской земле в 1635 году владел Славинской пустынью (ныне Антроповский район). Именно он открыл путь Минину и Пожарскому путь на Москву, защищал Тверские ворота, освобождал Пошехонье, защищал Клин и Тверь. По приказу Д.М.Пожарского в 1612 году в Солигалич было сослано 24 поляка, и «велено для них отвести крепкие дворы и давать для охраны 20 человек из посадских людей».

Освобождены были и инокиня Марфа с сыном Михаилом Федоровичем. С 1610 – 1612 г. они жили в Москве, где у Романовых был осадный двор и где мать с сыном пережили осаду первым и вторым русским ополчением и страшный голод 1612 года. В октябре мать с сыном вернулись на костромскую землю.

После освобождения столицы был созван Земский собор. 21 февраля 1613 года после долгих споров (предлагали и русских, и иноземных претендентов на престол) неожиданно какой-то дворянин из Галича передал письмо, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями Михаил Федорович Романов. Большинством голосов он и был провозглашен новым русским царем. 25 февраля разослали по городам грамоты с известием об этом событии. Когда архиепископ Рязанский Феодорит Троицкий, архимадрит Новоспасский Иосиф и боярин В.П. Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, заполнившего Красную площадь, кого они хотят в цари, раздался ответ: «Михаила Федоровича Романова!»

2 марта отправили послов с тем, чтобы разыскали Михаила и привезли его в столицу. Положение в стране между тем оставалось сложным и напряженным. По территории Замосковского края вплоть до Волги бродили отдельные польские отряды. Они стремились пробиться на запад и соединиться с армией короля. Не зная местности, боясь заблудиться и выйти к населенным пунктам, занятым отрядами ополченцев, поляки заставляли крестьян исполнять обязанности проводников. Но не так-то просто было их найти. У костромских Исуповских болот, например, в нескольких верстах от Домнино во время раскопок конца XX века найдены были польские сабли (они хранятся сегодня в сусанинском краеведческом музее), рассеченные черепа и 40 нательных русских крестов. Крестьяне гибли, но проводниками быть не соглашались.

В Домнино зимой 1612-1613 года жили и Марфа с Михаилом. Старостой села был Иван Осипович Сусанин. Он прятал хозяйку имения и ее сына в подвале хозяйственной постройки своего дома (потайные ямы не редкость на костромской земле, о чем говорят сегодня и раскопки). Когда поляки подошли к селению, Иван, спасая родные места, вотчину Романовых, от разорения, своих земляков, родных от неминуемой жестокой расправы, согласился быть их проводником. Зятю Богдану Собинину приказал отвезти в санях Марфу и Михаила в Кострому, в Ипатьевский монастырь, в «осадный двор» Романовых. Сам же от деревни Деревнищи повел поляков вдоль реки Корба по болотам к селу Исупово. Он завел поляков в непроходимые места. Погиб сам. Погибли и враги.

13 марта московские послы разыскали в Костроме Романовых, но напуганные событиями Смутного времени, смертью Бориса Годунова, свержением Василия Шуйского, появлением самозванцев, стремлением польского царя Сигизмунда захватить Россию, мать и сын встретили послов «с великим гневом и плачем». Михаил ответил, что не хочет быть государем. Марфа прибавила, что не благословляет сына на царство. Долгих 6 часов молили послы и били челом Михаилу и его матери. Романовы не соглашались. Тогда послы стали грозить, что Бог взыщет с них конечное разорение государства. Наконец, Марфа благословила сына, Михаил принял посох от архиепископа. 21 марта новый государь выехал из Ипатьевского монастыря, а 2 мая въехал в столицу.

11 июля (24 по новому стилю) 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство первого Романова, шестнадцатилетнего Михаила, которое стало окончанием Смутного времени.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *