Великий Устюг



Время соединения миров
Великий Устюг

Кострома

Содержание

  1. Введение
  2. Основание Костромы
  3. Феодоровская икона Божьей Матери
  4. Иван Грозный – «Не рыдай меня мати»
  5. Иван Грозный – Никола Великорецкий
  6. Связи Костромы и Великого Устюга
  7. Ипатьевский монастырь
  8. Призвание Романовых на царство
  9. Рома

I. Введение

Кострома – уникальный город, олицетворявший у древних славян, живительные силы весны. Кострома связана с Годуновыми и Сабуровыми, с Иваном Грозным, чья жена любила бывать в Костроме. Здесь призвали на российский престол первого царя из династии Романовых, в наше время он стал резиденцией Снегурочки, внучки Деда Мороза – главного персонажа праздника Новый Год, являющегося старейшим на Земле.

В настоящее время единого мнения, почему город назван Костромой и что это значит. Выдвигаются следующие версии:

• Кострома славянское языческое божество, олицетворяющее живительные силы весны. На костромской земле существовал обычай – встречать наступление лета.

• Кострома – это финское слово «кострум», обозначающее укрепленное место, крепость, поэтому и название возникло в связи с появлением города-укрепления, города – крепости. Это подтверждают псковские летописи, где значится слово «костр», «кострига» в смысле крепость, укрепление, место, город.

• Кострома, по мнению Татищева, это замок Костр (или Кострум) близ Дерпта, находящегося в Ливонии.

Если посмотреть на археологические находки и письменные источники, то выстраивается следующая хронология:

• Стоянки первобытного человека, как показывают раскопки, находились при впадении реки Костромы в Волгу, или как в древние времена ее называли Ра, а в средние – Итиль.

• В VII – IV тысячелетии до н.э., в эпоху неолита, здесь жили предки угро-финских племен. Они селились по берегам Волги, Костромы, Вексы, Чухломского и Галичского озер. Это были охотники и рыболовы.

• В I тысячелетии до н.э. земли заняли предки племени меря, которые занимались земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. Так сложился племенной союз, и территория нынешней Костромы стало стойбищем большого рода. Свои небольшие поселения миряне укрепляли валами и рвами.

• В IX веке к ним присоединились марийские племена под названием черемисов. Начинают развиваться ремесло и торговля с соседними племенами. Через Кострому шли по Волге торговые пути в Волжко-Камскую Болгарию, страны Востока, верховья Оки, связывали ее с Киевской Русью и Великим Новгородом.

• С XII века Владимирские князья все более укрепляются на территории Костромского края, строят новые города, такие как Кострома, Нерехта, Большие Соли и другие.

Глубже понять смысла названия города Кострома можно через санскрит.

II. Основание Костромы

Памятник Юрий Долгорукому в Костроме

Согласно исследованиям историка В.Н.Татищева (1686 – 1750), ученика Якова Брюса и фактического основателя Перми, первое упоминание о Костроме, как о городе, появляется в 1152 году. С тех пор закончилась костромская вольница, и Кострома стала частью Владимиро-Суздальского княжества, владения Юрия Долгорукого.

 Юрию Долгорукому, как основателю города, был поставлен в 2003 году Костроме бронзовый памятник. Скульптура представляет собой восседающего на престоле Великого князя, который простирает перед собой правую руку, указывая, что здесь заложен будет новый город. В левой руке он, как крест, держит меч, показывая, что он пришёл на эти земли не как воин, но как завоеватель.

Кострома была основана Юрием Долгоруким, стремившимся очертить границы своего княжества и воздвигавшего для этого города-крепости, как в пограничных территориях, так и в центре. Его сын Андрей Боголюбский объединит под своим началом разобщенные русские княжества Северной или Владимирской Руси, фактически дав мощное начало появлению нового народа.

В период правления Юрий Долгорукого и его старшего сына Андрея Боголюбского в Залесской Руси ими было основано множество городов: Дубна (1134), Тверь (1135), Москва (1147), Устюг (1147), Вологда (1147), Юрьев-Польский (1149), Переславль-Залесский (1152), Дмитров (1155), Боголюбово (1155) и др.

Именно Кострома стала первым городом России, получившим собственный (городской) герб.  Она получила его от  Екатерины Великой. На гербе была изображена галера с Императорским штандартом на мачте.  Она была схожа с той галерой «Тверь», на которой Екатерина прибыла в город.  Такое появление Твери на гербе Костромы не может быть простой случайностью, как и тот факт, что баркас (на котором дрался с контрабандистами Верещагин) в фильме «Белое Солнце пустыни», тоже назывался «Тверь».  Тверское княжество было одним из самых сильных.  В Твери воспитывался будущий правитель Московского княжества — младший сын Александра Невского — Даниил, давший начало династии, которая будет править Россией четыре веков.  Рюриковичей сменят Романовы, призвание которых на российский престол состоялось именно в Костроме, Феодоровской иконой Божией Матери.

III. Феодоровская икона Божией Матери

 Одна из величайших Российских Святынь – главная святыня древнего Костромского края – чудотворная икона Божьей матери «Феодоровская»

Кострома приобрела свою святыню – Феодоровскую икону Божьей Матери, в XIII веке, при князе Василии Ярославиче и в течение многих столетий она покровительствует Костромской земле. Интересно, что в 1265 году князь Василий Ярославич, чтобы укрепить мир с враждующей Литвой, женился на дочери литовского князя Витовта. Наша Школа уже несколько лет сотрудничает с эзотерическими группами в Литве и Латвии.

Василий Ярославич наследовал престол в 1272 году, после смерти великого князя Ярослава Ярославича, брата Александра Невского. Целых 5 лет с 1272 по 1276 гг. Кострома являлась политическим центром Северо-Восточной Руси, столицей Залесской Руси: под началом князя были объединены Костромское, Владимирское и Новгородское княжества. Это почти треть территории Древней Руси. Новгородцы сами просились под княжение Василия Ярославича.

Предполагают, что именно Феодоровским образом Божьей Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – великого князя Александра Невскогона брак с полоцкой княжной Брячиславой. Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.

Существует две версии приобретения этой чудотворной иконы:

• Историческая – первоначально икона была обретена Юрием (Георгием) Всеволодовичем в старинной часовне близ Городца. После гибели брата Ярослав (Феодор в крещении) перенес в 1239 году мощи святого Георгия в Успенский собор г. Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына Александра Невского на брак с половецкой княжной. В 1263 году икона перешла к младшему брату Александра – Василию Ярославичу, который перенес ее в Кострому в собор святого великомученика Феодора Стратилата.

• Чудо – в праздник Успения Богородицы 16 (29) августа 1263 года, нездешне одетый воин, в котором с изумлением узнали святого Феодора Стратилата, прошествовал по улицам Костромы с иконой Божией Матери. На следующий день ее обнаружил на дереве у речки Запрудни князь Василий. Чудный образ не дался ему в руки, пока не пришел крестный ход духовенства. С великими почестями доставили приобретенную икону в храм Феодора Стратилата, от которого она и получила свое название.

Икона Божией матери «Феодоровская» в киоте в Богоявленском соборе г. Костромы

Сегодня, чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» это – главная святыня Костромы и Костромского края. Она находится в Костромском Богоявленском монастыре, крупнейшем в Костроме. Он был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суле, неподалёку от центральной части города – Костромского кремля. Его «строителем» и первым игуменом летопись называет Преподобного Никиту – «сродника и ученика» Сергия Радонежского.

Долгое время монастырь оставался деревянным, Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленский собор, построенный в 1559-1565 годах по приказу Ивана Грозного, как полагают, артелью каменщиков, прибывших в Кострому из Ростова Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля. Первая супруга царя – Анастасия, любила посещать монастырь. Анастасия – с древнегреческого – означает «воскресение». О том, что она будет царицей, предрёк ей Геннадий Костромской и Любимоградский. Иван Грозный не оставлял своим вниманием Богоявленский монастырь, однако, были и другие моменты. Игумен монастыря и часть духовенства оказало почести двоюродному брату Ивана Грозного, претенденту на престол Владимиру Старицкому, направленному царем из Москвы в Нижний Новгород, формально, в связи с угрозой вторжения турок. Путь Владимира Старицкого лежал через Кострому, где игумен и часть духовенства поддержали притязания Владимира на престол, чем заслужили гнев Ивана Грозного. Тем не менее, позже царь одарил обитель многими дарами и милостями.

В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен, а 11 монахов приняли мученическую смерть.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

После закрытия во времена Советской власти, сегодня монастырь возрождается. Интересна связь времен. В 1888 году несколько сестер Богоявленско-Анастасиина монастыря во главе с монахиней Варварой основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нем — бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменьей основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии. В этом веке, посланницам Пюхтицкого монастыря было суждено возрождать костромскую обитель – в марте 1991 года из Пюхтицкой Успенской обители в Кострому, для восстановления Богоявленско-Анастасиина женского монастыря, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, была направлена монахиня Иннокентия, которая, 29 августа, в день празднования Феодоровской иконы Божьей Матери, Архиепископом Костромским и Галичским Александром возведена в сан игуменьи. Несколько ранее – 17 августа – был освящён Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда, с десятитысячным крестным ходом, была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы – Феодоровская чудотворная икона Божьей Матери, древний явленный образ, которым инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила Романова.

 

IV. Иван Грозный – Не рыдай меня мати

Икона «Не рыдай меня мати»
в Коломенском (загородная резиденция русский царей),
вклад Ивана Грозного в Николо-Угрешский монастырь

Иван Грозный делал вклады и дарил молельные иконы Костромским монастырям, включая Ипатьевский и Богоявленский, являющиеся двумя основными монастырями Костромы. Среди подаренных Иваном Грозным икон, заслуживают внимания не яркие по краскам, но чрезвычайно интересные по сюжетам иконы «Не рыдай меня мати» и «Александр Невский». На первой из них изображено оплакивание Христа его матерью – Марией. Впервые композиция «Не рыдай меня мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, и вызвала в 1554 году дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств, которые в XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон.

Икона «Не рыдай меня мати» является одним из многих эстахологических знаков, оставленных потомкам Иваном Грозным: «Не рыдай меня, зрящи во гробе, восстану бо, воскресну тогда, когда все будет исполнено, всякая правда земли, когда всякое горе земное дойдет до предела и изольется на нас Господне милосердие, когда придет конец всему, когда и нам будет дано встать лицом к лицу с славой Господней…».

Фреска «Не рыдай меня мати»
над южными вратами Успенского собора
Свияжского Успенского монастыря,
основанного в 1551 году
по указу Ивана Грозного

В Свияжске в Успенском соборе, Иван Грозный повелел сделать даже фреску «Не рыдай меня мати», чтобы она дошла до потомков. У нас была большая работа, связанная с Иваном Грозным, взятием им Казани и, соответственно, со Свияжском, как плацдармом для завоевания Казани.

Возможно, именно эта фреска вдохновила Демьяна Бедного написать в 1918 году в Свияжске – месте решающей схватки красных и белых, стихи, ставшие знаменитой красногвардейской песнью «Проводы» («Как родная меня мать провожала»).

Как родная меня мать провожала,
Так и все моя родня набежала,
Ох, куда ты паренек, ох куда ты,
Не ходил бы ты Ванек во солдаты.
В Красной Армии штыки чай найдутся,
Без тебя большевики обойдутся…

Поневоле ли идешь, аль с охотой,
Ваня, Ваня, пропадешь не за что ты.
Мать, страдая по тебе, поседела,
И во поле и в семье столько дела.
Путь изменит прежних дней и в помине,
Лучше б ты женился свет на Арине.
С молодой бы жил женой не ленился,
Тут я матери родной поклонился,
Поклонился всей родне у порога,
Не судите обо мне очень строго.

Будь такие все как вы ротозеи,
Чтоб осталось от Москвы, от Расеи…

Демьян Бедный не был простым человеком. Его настоящее имя – Ефим Придворов. По официальной версии, он был сыном крестьянина, однако учился в Германии, свободно владел несколькими языками. Существует мнение, что он был внебрачным сыном великого князя и известного поэта Константина Романова от связи с фрейлиной императорского двора (отсюда странная фамилия: Придворов), и его ребенком отдали на воспитание в крестьянскую семью. В 1917 году слухи об этом получили огласку, но Ленин защитил Демьяна Бедного.

В 1923 г. Демьян Бедный первым из советских писателей был награжден орденом Красного Знамени, а в 1938 г. – орденом Ленина. Однако уже в 1938 г. за либретто к комической опере «Богатыри» (1936) Демьяна Бедного обвинили в «клеветническом освещении истории» и исключили из партии.

 

V. Иван Грозный – Никола Великорецкий

Святитель Николай Великорецкий с житием (в окладе).
Москва. Середина XVI века, вклад Ивана Грозного в Ипатьевский монастырь в 1581 г.

Икона «Никола Великорецкий» середины XVI века, была вложена Иваном Грозным в Троицкий собор Ипатьевского монастыря в память «по царевиче Иване Ивановиче», его старшем сыне, ушедшего в 1581 году из жизни при невыясненных обстоятельствах. Сегодня эта икона находится в собрании Костромского музея.

Вторая икона XVI века с изображением чрезвычайно популярного на Руси Николы Великорецкого находится в иконостасе церкви Воскресения на Дебре. Культ Николы Великорецкого возник в XVI веке, в царствование Ивана Грозного. Первоначально, Никола Великорецкий изображался по типу Николы Зарайского, но без житийных клейм.

Икона Николы Великорецкого была обретена в конце XIV века в Вятской земле, от иконы начались исцеления и чудотворения. Около 1400 года жители Хлынова (Вятка, ныне Киров) – столицы Вятского края просили отпустить образ чудотворца в Хлынов, обещав ежегодно приносить его на место явления. Так, более чем 600 лет назад возник Великорецкий крестный ход, который был и остается самым продолжительным крестным ходом в православном мире и одним из самых многолюдных в России. В 2000 году, в год 600-летия Великорецкого крестного хода, Патриарх Московский и всея Руси Алексий объявил о всероссийском статусе праздника явления Великорецкой иконы святителя Николая.

Карта маршрута Великорецкого крестного хода на Вятке

1546 – первое упоминание в древней грамоте о культе святителя Николая на Вятской земле (по легенде явление чудотворной иконы произошло на р. Великой в 1383 г.).

В 1555 – 1556 и 1614 – 1615 гг. икона Николы Великорецкого побывала в Москве. Возникновение поныне традиционного Крестного хода на р. Великую связано с перемещением ее из с. Великорецкого в г. Хлынов. 

В 1552 году, по приказу Ивана Грозного, «чудотворную» икону Николы Великорецкого привезли из Вятки в Москву, где с нее было сделано много копий. Созданная московскими иконописцами новая редакция древней иконы стала популярной, с нее появилось много списков, которые разошлись по всем городам России, включая Кострому.

Вятка, так как и Кострома имеют тесную связь с Иваном Грозным. Первый в Вятке монастырь был создан по его указу в 1580 году Трифоном Вятским – человеком, которого царь лично знал, уважал и снабдил всем необходимым для создаваемого монастыря. В юности он тайно оставил родительский дом и пришел сначала в Великий Устюг – город Прокопия Праведного и Стефана Пермского, а затем принял постриг в Пыскорском монастыре Пермской губернии, находившимся под патронажем Строгановых, получивших от Ивана Грозного грамоты на управление Великопермскими землями. Трифон Вятский подвизался на Гляденовской горе, расположенной в 30 км. от современной Перми на реке Нижняя Мулянка. Как показывают современные исследования, эта гора в древности была многоярусным архитектурным сооружением (пирамидой). Как и Стефан Пермский, уничтоживший Прокудливую березу зырян, Трифон уничтожил, почитаемую коренными жителями как бога, Священную Ель, находившуюся рядом с его пещерой.

Трифон Вятский не раз бывал в Москве, встречался с Иваном Грозным и был почитаем царем. В правление Бориса Годунова, будучи в столице, постриг в монахи Кремлевского Чудова монастыря Григория Отрепьева – холопа у бояр Романовых (а фактически их родственник) будущего Лжедмитрия I, ставшего русским царем. Какие мотивы двигали Трифоном, и что он знал о родителях этого человека так и остается тайной. Почему простой инок был настолько хорошо образован, что был взят Патриархом Иовой (+1607) для книжного письма. Сам Иова обязан своим появлением в Москве Ивану Грозному, благочестие которого он заметил, когда Иов был иноком Успенского монастыря в Старице – излюбленного места Грозного, штаба Ливонской войны. Неизвестно почему беглый монах Григорий Отрепьев нашел временное пристанище у известного своей широкой просветительской деятельностью Константина Острожского, создавшего условия для выпуска знаменитой Острожской Библии Ивана Федорова – русского первопечатника, открывшего по приказу и под покровительством Ивана Грозного первую типографию на Руси. Одну из нескольких сот напечатанных в Малороссии в 1582 году Острожских Библией, Иван Грозный подарил английскому послу Джону Горсею, и теперь она хранится в Лондонском музее. Вообще, время правления Ивана Грозного отмечено расцветом древней письменности.

Великорецкий крестный ход начинается 3 июня.  В этот день родились Сергей Герасимов и Яков Свердлов.  Ушли из этой жизни — Михаил Калинин и ‘отец русской истории’ Николай Карамзин (родившийся в Симбирске, как Ленин).

VI. Связи Костромы и Великого Устюга

1. Великий Устюг является родиной Деда Мороза, а Кострома – Снегурочки. Оба города неразрывно связаны с Иваном Грозным и его первой и самой любимой женой Анастасией, отправленной врагами царя.

2. Иван Грозный, не без участия Анастасии, построил в 1559-1565 гг. Богоявленский собор – первое каменное здание в Костроме. Богоявленский монастырь пользовался особым расположением царской четы. О том, что Анастасия будет царицей, предрек ей Геннадий Костромской.

3. По приказу Ивана Грозного в 1564 году деревянный храм Успения, в котором молился Прокопий Праведный, отводя от Устюга каменную тучу в 1290 году, перестроили в каменный, который, как и Богоявленский в Костроме, стал первым каменным зданием в городе.

4. Сама Анастасия была пра-пра-прав-внучкой Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца – небесного покровителя Великого Устюга, который получил статус «Великого» при Иване Грозном.

5. Иван Грозный венчался с Анастасией в феврале 1547 года на следующий день после канонизации на церковном соборе Прокопия и Иоанна Устюжских.

6. Богоявленско-Анастасьинский монастырь был основан последователем (сродником) Сергия Радонежского старцем Никитой. Ивана Грозного четырех дней отроду крестили в основанной Сергием Троице-Сергеевой Лавре. После крещения Василий III – отец будущего грозного царя положил младенца на раку с мощами Сергия Радонежского, прося для сына небесной помощи и заступничества этого святого. Иван Грозный построил в этом монастыре мощные стены и центральный Успенский собор, в честь взятия Казани и Астрахани, после которых прекратились набеги казанских татар на Кострому и другие российские земли. Ближайшим другом Сергея Радонежского был уроженец Великого Устюга Стефан Пермский, чье рождение было предсказано Прокопием Праведным. Горельефы сидящих рядом Стефана и Сергия расположены на восточной (алтарной) части Храма Христа Спасителя, построенного в 19-м веке на месте Алексеевского монастыря, основанного в 1547 году по указу Ивана Грозного. Митрополит Алексий, в честь которого была названа новая обитель, являлся учителем и духовным наставником Дмитрия Донского, которого Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву, дав двух монахов легендарного Пересвета и Ослябю.

7. При Иване Грозном в 1547 году в Москву была перенесена икона «Устюжское Благовещение», на которую, по одной из версий молился Прокопий Праведный в Устюге в 1290 году, спасая город от каменной тучи. При Иване Грозном списки этой иконы были установлены в главных соборах Руси, а она сама стала храмовым образом Кремлевского Благовещенского собора – домовой церкви русских царей. С крыльца этого храма в 1584 году Иван Грозный увидел комету и сказал, что она является знамением его приближающейся смерти, что вскоре подтвердилось.

VII. Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь возник на стрелке реки Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Нижегородским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу.

В плане монастыря – неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586-1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642-1645) пристроен по велению царя Михаила Романова. Возрожден монастырь в 1992 году.

Существуют две версии основания Ипатьевского монастыря:

1. Деревянный монастырь был основан в 1275 году костромским князем Василием Ярославовичем (ум. 1276) – младшим внуком Всеволода Большое Гнездо, братом Александра Невского.

2. Татарский мурза Чет, направлявшийся в 1330 году из Золотой Орды на службу к Московскому князю Ивану Калите (до 1296—1340). Под Костромой он, якобы, заболел. Во сне явилась ему Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским, умершими в IX веке. Она обещала исцеление, если Чет примет христианство. Выздоровевший мурза благополучно добрался до Москвы, принял крещение под именем Захария и поставил Ипатьевский монастырь. Мурза Чет является родоначальником Годуновых и Сабуровых. Вотчины Годуновых граничили с монастырской территорией. История по татарского мурзу – это, скорее всего, лишь легенда, т.к. некоторые реальные факты опутаны густой сетью вымыслов, и возвышение монастыря связано с возвышением рода Годуновых. Скорее всего, мурза, т. е. Захария Чет пожертвовал деньги монастырю, уже построенному костромским князем Василием.

Есть мнение, что монастырь основал в 1275 г. князь Василий Квашня. После его смерти новый монастырь попал под покровительство Годуновых, и его возвышение следует за возвышением этого рода. Затем монастырь нашел себе покровителя в лице царской династии Романовых. Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 года, чтобы объявить об избрании Михаила на царский престол.

По легенде, именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу и отдав жизнь за царя.

 

VIII. Призвание в Костроме Романовых на царство

Летом 1611 года в Нижнем Новгороде под руководством земского старосты Козьмы Минина Сухорукого и воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского образовалось народное ополчение, вставшее на защиту русских земель от литовско-польских интервентов. В марте 1612 года оно выступило из Новгорода и двинулось по Волге через Решму, Кинешму, Плес, Кострому к Москве. В Плесе была организована переправа через Волгу. В Костроме сместили изменника воеводу Ивана Шереметева и назначили воеводой Романа Гагарина. В ополчение влилось еще 4 костромских отряда. Собрана была «многая казна». Разбив противника под Москвой, ополченцы заставили капитулировать и польский гарнизон Кремля.

Ближайшим помощником Д.М.Пожарского был его двоюродный брат Дмитрий Петрович Пожарский, по прозвищу Лопата, который на костромской земле в 1635 году владел Славинской пустынью (ныне Антроповский район). Именно он открыл путь Минину и Пожарскому путь на Москву, защищал Тверские ворота, освобождал Пошехонье, защищал Клин и Тверь. По приказу Д.М.Пожарского в 1612 году в Солигалич было сослано 24 поляка, и «велено для них отвести крепкие дворы и давать для охраны 20 человек из посадских людей».

Освобождены были и инокиня Марфа с сыном Михаилом Федоровичем. С 1610 – 1612 г. они жили в Москве, где у Романовых был осадный двор и где мать с сыном пережили осаду первым и вторым русским ополчением и страшный голод 1612 года. В октябре мать с сыном вернулись на костромскую землю.

После освобождения столицы был созван Земский собор. 21 февраля 1613 года после долгих споров (предлагали и русских, и иноземных претендентов на престол) неожиданно какой-то дворянин из Галича передал письмо, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями Михаил Федорович Романов. Большинством голосов он и был провозглашен новым русским царем. 25 февраля разослали по городам грамоты с известием об этом событии. Когда архиепископ Рязанский Феодорит Троицкий, архимадрит Новоспасский Иосиф и боярин В.П. Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, заполнившего Красную площадь, кого они хотят в цари, раздался ответ: «Михаила Федоровича Романова!»

2 марта отправили послов с тем, чтобы разыскали Михаила и привезли его в столицу. Положение в стране между тем оставалось сложным и напряженным. По территории Замосковского края вплоть до Волги бродили отдельные польские отряды. Они стремились пробиться на запад и соединиться с армией короля. Не зная местности, боясь заблудиться и выйти к населенным пунктам, занятым отрядами ополченцев, поляки заставляли крестьян исполнять обязанности проводников. Но не так-то просто было их найти. У костромских Исуповских болот, например, в нескольких верстах от Домнино во время раскопок конца XX века найдены были польские сабли (они хранятся сегодня в сусанинском краеведческом музее), рассеченные черепа и 40 нательных русских крестов. Крестьяне гибли, но проводниками быть не соглашались.

В Домнино зимой 1612-1613 года жили и Марфа с Михаилом. Старостой села был Иван Осипович Сусанин. Он прятал хозяйку имения и ее сына в подвале хозяйственной постройки своего дома (потайные ямы не редкость на костромской земле, о чем говорят сегодня и раскопки). Когда поляки подошли к селению, Иван, спасая родные места, вотчину Романовых, от разорения, своих земляков, родных от неминуемой жестокой расправы, согласился быть их проводником. Зятю Богдану Собинину приказал отвезти в санях Марфу и Михаила в Кострому, в Ипатьевский монастырь, в «осадный двор» Романовых. Сам же от деревни Деревнищи повел поляков вдоль реки Корба по болотам к селу Исупово. Он завел поляков в непроходимые места. Погиб сам. Погибли и враги.

13 марта московские послы разыскали в Костроме Романовых, но напуганные событиями Смутного времени, смертью Бориса Годунова, свержением Василия Шуйского, появлением самозванцев, стремлением польского царя Сигизмунда захватить Россию, мать и сын встретили послов «с великим гневом и плачем». Михаил ответил, что не хочет быть государем. Марфа прибавила, что не благословляет сына на царство. Долгих 6 часов молили послы и били челом Михаилу и его матери. Романовы не соглашались. Тогда послы стали грозить, что Бог взыщет с них конечное разорение государства. Наконец, Марфа благословила сына, Михаил принял посох от архиепископа. 21 марта новый государь выехал из Ипатьевского монастыря, а 2 мая въехал в столицу.

11 июля (24 по новому стилю) 1613 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство первого Романова, шестнадцатилетнего Михаила, которое стало окончанием Смутного времени.

IX. Рома

Название города Кострома, где призвали Романовых на русский престол, имеет сакральные связи с Индией (и наоборот).  Несложно увидеть, что вторая часть названия города Кострома́ – это рома́.

 На санскрите, слово «коста» означает сокровище, а «рома» – вода (которая является основой жизни).  В современном русском языке не выражен смысл названия Кострома́, оно просто принимается как имя реки и города.  С другой стороны, в Костромской, как и в соседних с ней областях, сохранилось множество названий рек и населённых пунктов, переводимых с санскрита – священного языка Индии, откуда были предки рома́ и других этнических групп цыган.

  Image result for рай костромская областьГород Кострома́ основан в месте впадения реки Кострома́ в Волгу.  В 370 км. на северо-восток от этого места, в Вохомском районе, находятся деревня Рай.  На санскрите, слово «рай» означает богатство, собственность.  Айшвария Рай – одна из самых известных индийских актрис.  На санскрите, «вара» означает «лучший».  Рядом с деревней Рай расположена деревня Иерусалим и Боговарово, все — в Вохомском районе.

Вохма — районный центр имеет древнее, многозначное название.  В переводе с авестийского языка Вохуман означает «благая мысль». Также это слово является именем высокодуховного существа Воху Мана, олицетворяющего благую мысль верховного бога Создателя и являющегося покровителем религии, учителей, путников, животных.  С ним связана доброта, порядочность, искренность, слова, коммуникационные отношения, мышление, творчество.  Даром Вохумана наделяется тот, кто посвящает свою жизнь Богу.

  Дорогу в Рай пытались указать многие самые известные люди своего  времени – Вергилий, Данте, Гете и т.д.  Все они указывали пальцем в небо.  В 55 км. на восток от слияния Костромы и Волги (напротив деревни Суворово), берёт начало река Тома – приток реки Мера.  В священных индийских текстах Гора Меру – это центр Мироздания.  Тома – фамилия актрисы, сыгравшей главную женскую роль (цыганки Рады) в легендарном фильме «Табор уходит в небо».

  Её настоящая фамилия Related image– Фомичёва происходит от имени апостола Фомы – крестителя Индии, а имя Светлана полностью соответствует санскритскому слову «света» — белый, чистый, светящийся.  В английском языке имя апостола Фомы звучит как Томас.  Тома — уменьшительная форма женского имени Тамара, которое на санскрите означает «вода», как и слово «рома».

 Сегодня Кострома́ известна не только как колыбель Рома́новых, но и родина Снегурочки – помощницы Деда Мороза, который каждый год приезжает за ней из Великого Устюга, где в XII веке совершал свой духовный подвиг Прокопий Праведный – предок рода Рома́новых.  Более того, первый царь из этой фамилии – вышеуказанный Михаил Рома́нов был венчан на царство 21 июля, т.е. в день памяти Прокопия Праведного.  Это ознаменовало основание новой правящей династии Рома́новых.