Великий Устюг



Время соединения миров
Великий Устюг

Митрофан Воронежский

Содержание:

  1. Митрофан
  2. Митраизм и христианство
  3. Герб Воронежа

I. Митрофан

            Считается, что имя Митрофан имеет греческое происхождение.  В переводе на русский оно означает «матерью явленный», «имеющий славную мать».  Помимо Митрофана Воронежского, известным носителем такого имени является уроженец Image result for хор имени пятницкогоВоронежского губернии Митрофан Пятницкий (1864 – 1927) — собиратель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель русского народного хора своего имени, известного на весь мир.  Митрофан Пятницкий родился в семье священника, учился в Воронежском духовном училище.  Его брат Сергей стал священником.

 Image result for митра           Митра — головной убор и часть богослужебного облачения священнослужителя в православной церкви.  Она напоминает о терновом венце, которым был коронован Христос.  Митра также понимается как образ золотых венцов, которыми венчаются «праведники в Царстве Небесном на брачном пире сочетания Иисуса Христа с Церковью».  Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть.

            Митра – божество индоиранского происхождения (т.е. Ариев), связанное с дружбой, договором, согласием и солнечным светом.  На территории нынешней Индии и Ирана арии пришли с территории современной России.

            Митра был ведийским божеством.  Позднее ведийская религия и литература стали базой для индуистской мифологии.  Составителем Вед считается мудрец Вьяса.  Всего в ведийских гимнах упоминаются 33 божества.  Наиболее известные ведийские божества имеют связи с названиями русских рек.  Например:

  • Индра – Индрус
  • Сурья – Сура
  • Сарасвати – Сара
  • Ушас – Ушна
  • Варуна – Ворона (Воронежская область) и т.д.

            Митра – божество Зороастризма (авест. «Благая вера почитания Мудрого»), который исповедовали древние иранцы.  Это Related imageодна из древнейших религий.  В её основе лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.  Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты.  Своё название он получил от имени его основателя религии – пророка Заратустры.  Считается, что он родился недалеко от нынешней Перми.

            Митра – главное божество митраизма в эллинистический период, начавшийся после смерти в Вавилоне Александра Македонского (323 до нашей эры) и  закончившегося временем окончательного установления римского господства Средиземноморье (30 до нашей эры).  Позже, авестийский Митра дал рождение римскому божеству под именем Митра, стал отдельной религией, которая получила широкое распространение в Римской империи.  Этот культ был особенно популярен у римских солдат.  Митраизму покровительствовали римские императоры.  Он был широко распространен не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.  Митраизм стал основным соперником христианства (см. раздел II).

 Image result for майтрея           От санскритского слова «митра» произошло Майтрея — имя бодхисатвы в буддизме.  Предки Будды также жили на территории нынешней России.  О связи священного индийского города Варанаси (место первой проповеди Будды) с российским Воронежем пишет Светлана Жарникова.

            Митрофан Воронежский родился в 1623 году на Владимирской земле, имеющей множество названий переводимых с санскрита, на котором записаны священные книги Индии (Махабхарата, Рамаяна и др.).  Эти названия до сих пор имеют ключевые значения в исторической Индии, включая реку Тара (санскр. «Спасительница»), которая является одной из главных бодхисаттв буддизма.

            Место рождения выдающегося церковного и государственного деятеля Митрофана Воронежского – село Антилохово в Савинском районе Ивановской области.  Будущий святитель был женат, имел детей.  На  40-м году жизни овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.  Был пострижен в монахи с именем Митрофан в Золотниковском Успенском монастыре недалеко от Суздаля.  На санскрите, золото — кумбха.

            Будучи ревностным подвижником, был замечен патриархом Московским и всея Руси Иоакимом, который поручил ему в Костромской земле Макарьево-Унженский монастырь, основанный в 1439 году Макарием Желтоводским.  Этой обители покровительствовал царствующий дом Романовых.  Здесь Митрофан был настоятелем около 7 лет, в течение которых монастырь достиг процветания.

            Особую страницу в биографии Митрофана Воронежского составляют его взаимоотношения с Петром I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 году.  Он духовно и материально поддерживал постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже.  После победу над турками под Азовом, Петр I повелел Митрофану  как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом  Воронежским  и Азовским.

            Митрофан Воронежский не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах, особенно в части вестернизации русского общества.

            Митрофан умер в глубокой старости в 1703 году (год основания Санкт-Петербурга на Нильском меридиане).  Незадолго до кончины принял схиму с именем Макарий в честь Макария Желтоводского и Унженского — основателя монастыря, в котором Митрофан Воронежский был ранее игуменом.

            Пётр I своими руками помогал нести гроб святителя, а после похорон сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».  Митрофан был погребен он в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями.

            Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора в XVIII веке мощи Митрофана Воронежского дважды переносили.  Было засвидетельствовано нетление тела святителя.  С этого времени началось почитание Митрофана Воронежского и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.  В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых.

            В своем «Духовном завещании» Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».

Image result for хотьковский монастырь храм митрофана воронежского            Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую в 1833 года освятил митрополит Филарет (Дроздов).  В 1330-х годах в этом монастыре приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского — преподобные Кирилл и Мария Радонежские.  Здесь же находятся их могилы, ставшие главной местной святыней.  В этом монастыре жил иноком Стефан — старший брат Сергия Радонежского.

            В Савёловском районе Москвы есть храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

            В 2001 году была освящена часовня во имя святителя на Павелецком вокзале, с которого отправляются поезда в Воронеж.  Рядом с этим вокзалом расположен железнодорожный музей, где стоит паровоз, который привёз тело Ленина в Москву после его кончины в Горках.

II. Митраизм и христианство

            Многие историки отмечают поразительное сходство / параллели между митраизмом и христианством.  Например:

  1. Согласно легенде, Митра прошел земное воплощение, появившись на свет из скалы (Иисус Христос родился в пещере).
  2. К новорожденному Митре на поклон пришли пастухи, находившиеся неподалеку (аналогично в христианстве).
  3. В своем земном воплощении Митра спас людей от множества бедствий, исцелял и совершал чудеса, в том числе помог им пережить Великий Потоп (прямая аналогия с Ветхим Заветом).
  4. В конце своего земного воплощения Митра устроил трапезу для богов, после чего вознесся на небо на колеснице (Тайная вечеря и Вознесение Христа).
  5. Во время посвящения в одну из высших ступеней митраизма проводилась специальная трапеза, во время которой вкушались хлеб и вино (Тайная вечеря в христианстве).
  6. Правитель митраистской общины носил фригийский колпак, перстень и жезл как символ духовной власти (тиара, золотое кольцо и пастырский жезл у Римских пап).
  7. Один из символов митраизма – крест в круге – означал Солнце. В христианство он перешел с несколько иным значением – путь Спасения.
  8. В митраизме поддерживалась идея победы добра над злом с приходом Спасителя, после чего верующие должны были получить бессмертие (Второе пришествие в христианстве).
  9. Один из основных символов митраизма – бык или телец – превратился в христианстве в символ жертвенного служения.
  10. Римские папы до сих пор заимствуют имена, произошедшие от названий митраистских титулов – Пий и Феликс, означавшие буквально «благочестивый» и «благословенный».
  11. Дата Рождества Христова и Митры одинаковая — 25 декабря. В Римской империи день рождения солнечного бога Митры отмечался именно в этот день.

12. В энциклопедии «Британника» приводится огромный список схожих обрядов и догматов этих двух религий, в числе которых: использование святой воды, причащение, искупляющая жертва, бессмертие души, последний суд, воскрешение плоти и так далее. Интересно, что даже образ Деда Мороза имеет сходства с богом Митрой, который изображался в красном кафтане, красном колпаке и с мешком подарков.

III. Герб Воронежа

   Middle Coat of Arms of Voronezh.png         Гербы Великого Устюга и Воронежа связывают сюжет Водолея.  На гербе Великого Устюга изображен Водолей с двумя кувшинами, символизирующими реки Сухону и Юг, соединяющиеся в Северную Двину у города.  На гербе Воронежа изображена сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой лежит опрокинутый кувшин, изливающий воду.  В верхней части воронежского герба — двуглавый орёл.  Такая же птица изображена на гербе индийского штата Карнатака.

            Гербы Великого Устюга и Воронежа были утверждены указом императрицы Екатерины II, причём на воронежском гербе была изображена вытекающая из кувшина река Воронеж.

            Исследователи герба воронежского отмечают, что композиция горы и кувшина как источника вод имеет исторические корни в разных традициях, из которых сформировалась русская культура.  В арийской (индоевропейской) космологии гора с источником вод является символом центра мира.  В Индии её называют гора Меру.  В Иране – Хара Березайте.  Их прообразом может быть российский Валдай, на котором берут начало великие реки Евразии – Волга, Западная Двина, Днепр и др.  Индийский обряд массового паломничества Кумбх Мела («праздник кувшинов») является самым крупным религиозным фестивалем на планете.

            В ветхозаветной традиции гора, источающая воды, является одним из символов Исхода.  В синайской пустыне близ горы Хорив Моисей ударил посохом в скалу и иссёк из неё источник, напоивший всех его людей: «Речныя устремления веселят град Божий: святое селение Всевышнего. Бог посреде его, и не подвижится» (Пс. 45:5).

            По заказу Ивана Грозного была написана икона «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая») в Image result for икона церковь воинствующаяпамять о Казанском походе 1552 года.  На горе  изображён Град Небесный, а также источник Райской реки, по берегам которой растет Райский сад.  К нему стремится святое воинство.

            В 15 км. от границы Воронежа, на берегу Дона (в устье которого жили боги асы), расположены Костёнки – известные во Related imageвсём мире палеолитические стоянки людей современного типа (лат. Homo sapiens).  На сегодня найдено свыше 60 стоянок.  Это самые древние стоянки современных людей на континенте, их возраст составляет от 15 до 45 тыс. лет.  Найденные артефакты свидетельствуют о высоком уровне культуры и искусства.  Костёнки ставят под сомнение теорию о том, что Человек разумный (лат. Homo sapiens) зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.  Исходя из возраста находок в Костёнках, делается предположение, что именно отсюда началось заселение современным человеком Евразийского континента.