Содержание:
Долгое время Троя считалась мифом, художественным вымыслом Гомера, но вместе с тем, легенда о падении Трои сопровождала рождение Римской империи при императоре Августе и оказала влияние на последующее развитие европейской цивилизации, включая Москву как город и Московскую Русь как государство. Согласно легенде, троянец Эней основал первый Рим. Вторым Римом был Константинополь, стоящий на Нильском меридиане. Москва — Третий Рим и четвертому не бывать…
Когда римляне завоевали Грецию, одним из их мотивов было отомстить грекам за уничтожение Трои. Взлёт Римской империи был стремительным. Изначально Рим возник как небольшое поселение, его основу как цивилизации заложили этруски, которых потом с их достижениями поглотили римляне.
Идея родства римлян и троянцев развивалась следующим образом. Племянник Юлия Цезаря, первый римский император Август (63 до н.э. — 14 н.э.) дает распоряжение известному римскому поэту Вергилию (70 — 19 до н.э.) написать поэму «Энеида» об основании Рима троянцем Энеем, спасшимся из горящей Трои. В этой поэме Эней выступает как предок императора Августа. По официальной версии римляне считались потомками троянцев, а род Юлиев, к которому причислял себя Август, вел свое происхождение от самого Энея. Движущая сила «Эниады» — воля судьбы, которая ведет Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром.
Примечательно, что Иисус Христос родился и был записан во время переписи при
императоре Августе — создателе Римской империи. Видимо, желая развить идею духовной преемственности Москвы от Рима и Трои, Иван Грозный, будучи прекрасным идеологом, приказал в 1547 году изобразить римского поэта Вергилия в молельном храме русских монархов – в Кремлевском Благовещенском соборе. Вергилий обосновал происхождение рода Августа от Энея, спасшегося из побежденной греками Трои. От брата Августа вёл свой род Рюриковичей Иван Грозный. Август стал первым римским императором. Иван Грозный стал первым русским царём. Август разбил войска египетской царицы Клеопатры. Это одна из загадок гробницы Ивана Грозного.
Классическая версия падения Трои описана в «Илиаде», авторство которой приписывается древнегреческому поэту Гомеру. Поэма рассказывает о прекрасной Елене, которую похитил троянский царевич Парис, что послужило поводом для похода греков на Трою, закончившегося падением этого легендарного города.
Тем не менее, странствующий греческий философ и оратор Дион Златоуст (ок. 40 — 120 н.э.) утверждал, что Троя не была взята греками. Критически, но с юмором он оценивает излагаемые Гомером факты:
- Елену никто не похищал, она добровольно стала женой троянского принца Париса. В отличие от греческих женихов, также претендовавших на руку Елены и ничего не имевших кроме клочка земли и громкого титула царя, за Парисом стояли почти сказочные богатства Трои, которая была центром торговли, пересечением путей с Востока на Запад.
- Похищение Елены фактически означало бы, что муж, отец и братья плохо за ней смотрят.
- Если бы Елена была похищена, то троянцы, желая избежать войны с греками, скорее всего, выдали бы ее законному мужу.
- Даже после смерти Париса, троянцы не выдали Елену. Более того. Она стала женой его брата Деифоба.
- Греческое войско представляло собой скорее диверсионный отряд, чем войско, способное взять город. Иначе, почему они девять лет стояли под Троей и за эти годы не одержали ни одной победы и не совершили ни одного подвига? Убийство могучим героем Ахиллом безбоязненно вышедшего за городские ворота за водой мальчика-царевича Троила только подтверждает слабость греков.
- Как мог Ахилл допустить, чтобы его лучший друг Патрокл одел его доспехи и погиб в бою от руки Гектора? Это был не Патрокл, а сам Ахилл. Недалеко от Трои были сооружены курганы всех героев Троянской войны, включая курган Ахилла, но кургана Патрокла там нет.
- После гибели Ахилла дела в стане греков пошли совсем плохо, а тем временем к троянцам приходили подкрепления. Греки попросили мира и во искупление несправедливой войны договорились поставить на берегу деревянную статую коня в дар Афине Паладе. Греки придумали историю с Троянским конем, чтобы не так стыдно было возвращаться домой.
- Греки отплывают от Трои наспех, в бурную пору года и порознь. Так бывает только после поражений и раздоров. А что их ждало на родине? Агамемнон был убит вскоре после возвращения своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом, Диомед – изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество – так встречают побежденных, а не победителей.
- Странствия Менелая в Египте и Одиссея по всем концам света скорее говорят об их страхе показаться дома после бесславного поражения под Троей.
- С другой стороны, проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои и троянец Эней основывает Рим, троянец Гелен – Эпир, троянец Антенор – Венецию. Они явно были скорее победителями, нежели побежденными в Троянской войне.
В заключении Дион Златоуст обращается с вопросом, чей рассказ красивее и интереснее. Он говорит, что описанный им исход Троянской войны, когда греки не взяли Трою, куда лучше гомеровского, с его ужасами войны и зверствами победителей, включая убийство Неоптолем старца Приама и малютки Астианакта, насилие над Кассандрой и принесение в жертву царевны Поликсены на могиле Ахилла.
Известно, что Александр Македонский, особо почитавший Ахилла, был на его кургане и воздавал почести этому герою. Александр видел параллели между своим завоеванием Азии и победой греков над малоазиатской Троей.
Будучи из богатого рода, Дион Златоуст был увлечен идеалами киников и, подражая Диогену, осуждал богатых и сильных, прежде всего тиранов. Киники заложили фундамент стоицизма. Название киники буквально означает «Зоркий пес», по другой версии — от слова kyon – собака. Какое бы объяснение ни было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», как со своим символом. На могильном камне Диогена ученики изобразили собаку. Собачьей звездой в Древнем Египте и Риме называли Сириус – самую яркую звезду на небе, которая находится в созвездии Большого Пса.
Киническая литературная традиция видела в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку». Проповедуя аскетический образ жизни, он презирал роскошь и видел добродетель в отсутствии потребностей. Он жил в Афинах и в Коринфе в бочке. Знаменита встреча Диогена с Александром Македонским. Легенда гласит, что великий полководец решил отметить своим вниманием Диогена и пришел к нему сам. Диоген не обратил на него никакого внимания и потребовал, чтобы Александр отошел в сторону и не заслонял Солнце, на что Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.
Важным в учении киников было то, что человек сам ответственен за свои поступки и в них он руководствуется собственным разумом. Они призывали человека жить не по законам окружающего общества, а в соответствии с его собственными моральными критериями. Независимость от государства киники видели в космополитизме, называя себя гражданами мира, а не отдельной страны. Само понятие космополит было сформулировано впервые ими.
Общие им всем взгляды могут быть резюмированы в следующих тезисах:
- предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью, счастье тождественно добродетели;
- добродетели можно научить и для нее не требуется ничего, кроме силы духа;
- путь к добродетели и способ добродетельной жизни — самоограничение, когда человек живет в простоте и ни в чем и ни в ком не нуждается;
- добродетель проявляется в поступках и не нуждается в особых знаниях.
Киники считали, что добродетельный (то есть мудрый) ничего не желает. Он самодостаточен, как боги. Они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении. Для киников мудрый руководствуется не установленными людьми или государством порядками, а законами добродетели.
Золото Трои или сокровище Приама – это клад, обнаруженный Генрихом Шлиманом во время его раскопок в Трое. Клад получил своё название по имени последнего троянского царя Приама. Он был шестым по счёту царём Трои и в общей сложности правил символические 40 лет.
Исследования показывают, что этот клад не имеет отношения к троянскому царю Приаму. Клад датируется 2400 — 2300 гг. до нашей эры, т.е. существовал за тысячу лет до Приама. Он состоял из более чем 10 000 предметов. Велико совершенство ритуальных топоров, входящих в этот клад. Могли ли их сделать люди в середине III тысячелетия до нашей эры – открытый вопрос. Примечательно, что все они хорошо сохранились и только один был повреждён – сделанный из афганского лазурита – любимого камня нибируанцев. Лазурит (ляпис-лазурь) был у нибируанцев священным камнем и служил непременным атрибутом их церемониальных царских украшений. Считалось, что символ высшей власти – трон Ану (верховного правителя Нибиру) был инкрустирован лазуритом. См. гробницы богов в шумерском городе Ур.
Генрих Шлиман обнаружил клад в 1873 году (ровно за сто лет до 1973 года) и контрабандой вывез его из Турции. По политическим мотивам власти ведущих европейских стран отклонили предложение Шлимана. В конце концов, о желании принять клад заявила Пруссия.
В конце Великой Отечественной войны в 1945 году Золото Трои было вывезено из Берлина в СССР в качестве трофейного искусства и хранились в режиме особой секретности. Лишь в 1993 году Правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в Москве. В 1996 году они были выставлены в Пушкинском музее Москвы.
Символично, что тогда напротив этого музея, на другой стороне Волхонки, находился грузинский ресторан, где выступал коллектив «Иверия» с легендарной песней «Арго». По легенде, аргонавты предводительством Ясона, отправились за Золотым руном, которое охранялось драконом. Распространенное мнение, что это руно находилось на территории нынешней Западной Грузии, крупнейшим городом которой является Кутаиси. На гербе этого города изображено Золотое Руно, т.к. Кутаиси ассоциируют с городом Эе, в котором аргонавты добыли Золотое Руно. Однако, археологические находки не подтверждают эту версию. Они говорят, что описываемые события происходили в устье Дона.