Содержание:
I. Свияжский Христофор
II. Всех Скорбящих Радость
III. Константин и Елена
IV. Красные и Белые
Свияжск был основан на месте древнего капища по приказу Ивана Грозного в 1551 году для взятия Казани. Деревянную крепость срубили на Ярославской земле и сплавили по Волге до места впадения в неё реки Свияга, которая берёт начало на территории нынешней Ульяновской области. В центре Ульяновска Свияга находится близко к Волге, но текут они там в разных направлениях. Другая река Свияга течёт на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в схимники которого Иван Грозный постригся перед уходом в иной мир, а при жизни это был один из его самых любимых монастырей. Он был основан на месте, указанном св. Кириллу Божией Матерью, у священной горы Маура, название которой переводится с санскрита и связано с династией первого императора Индии. Дорога туда из Москвы по воде лежала через Ярославль.
В тоже стоящем на Волге городе Ярославле находится один из трёх святых Христофоров (Анубисов), написанных в правление Ивана Грозного. Два других – в Москве и Свияжске. Причём все три Христофора смотрят на Казань. Свияжского Христофора отличает грива.
В 2014 году, 16 октября, в Свияжском Успенском монастыре (в главном храме которого находится фреска святого Христофора и прижизненное изображение Ивана Грозного в алтаре этого храма) встречали
римскую делегацию Мальтийского ордена. Итальянская маркиза Иммаколата Соларо дель Борго привезла в монастырь частицы мощей великих христианских святых: святителя Николая Мирликийского, мученика Вонифатия Тарсийского и мученика Христофора Ликийского. Маркиза дель Борго подарила мощи святых из семейного фонда. Она — представительница древних княжеских родов: по матери — Колонна ди Пальяно, по отцу — Дентиче ди Фрассо. Из её рода вышли несколько итальянских кардиналов.
Семья Колонна была настолько могущественна, что могла выступать против Папы Римского. Князья Колонна имели свой флот, солдат, печатали деньги. Во времена Ивана Грозного адмирал Марк Антонио Колонна ди Пальяно разгромил турецкий флот в сражении при Лепанто (1571 год). Резиденцией семьи Колонна был итальянский город Пальяно, который располагается в регионе Лацио, столицей которого является город Рим.
Колонна изображена на гербе города Коломны, откуда был родом Митрополит Филарет (Дроздов) – идейный вдохновитель Храма Христа Спасителя в Москве. Символична и фамилия итальянской маркизы дель Борго. Борго – знаменитый перевал в Трансильвании, на котором находился замок графа Дракулы.
Кроме фресок Христофора-Псеглавца и «Не рыдай меня мати«, а также прижизненного изображения Ивана Грозного в
алтаре, ещё одной примечательностью главного храма Свияжского Успенского монастыря являются стилизованные символы буддизма на крыше. Они очень напоминают Дхармачакру или Колесо закона / Колесо Сансары. Само слово Сансара очень близко к названию города Самара и реки Сара.
Архитектурной доминантой Свияжска является монументальный многокупольный собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», построенный архитектором Фёдором Малиновским в 1906 году. Это самый большой и самый поздний храм Свияжска.
Главный купол собора имеет кольцо из 16 окон под ним. Свияжский собор построен в неовизантийском стиле. Одним из самых знаменитых памятников, построенных в России, в этом стиле считается Никольский морской собор в Кронштадте. На главном куполе Свияжского собора «Всех Скорбящих Радость» изображена Новозаветная Троица и надпись «Свят Свят Свят Элохим» как на главном куполе Храма Христа Спасителя в Москве — кафедральном соборе Русской православной церкви, в котором проходят все торжественные богослужения в честь главных православных праздников.
Собор расположен на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного
одновременно со Свияжском в 1551 году. Монастырь был первоначально населён монахами из Троице-Сергиева монастыря (ныне — Лавра). Главная духовная обитель России, основанная Сергием Радонежским, в дальнейшем осуществляла опеку над Свияжским Иоанно-Предтеченским монастырём, в котором также находится Троицкая деревянная церковь, в которой Иван Грозный молился перед тем, как повести войска на Казань. Это единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска, один из нескольких древнейших деревянных храмов России, и древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье.
Иван Грозный подарил Иоанно-Предтеченскому монастырю икону Сергия Радонежского, которая сейчас находится в церкви Ярославских чудотворцев в Казани бывшем Арском поле, откуда шло в 1552 году взятие Казани.
Иван Грозный был крещен в день Усекновения головы Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой Лавре (тогда еще монастырь). После крещения отец положил маленького Ивана на раку с мощами Сергия Радонежского и попросил у святого помощи наследнику, ставшим первым русским царем. Сергий Радонежский являлся в Свияжске и является его небесным покровителем.
До революции вышеуказанный собор «Всех Скорбящих Радость» являлся главным храмом Иоанно-Предтеченского монастыря. Это редчайший случай, когда главный храм монастыря назывался не так, как сама обитель.
Деревянная церковь равноапостольных Константина и Елены была построена в 1551 году при основании Свияжска (тогда Иван-Города). По преданию, место для него выбрал сам Иван Грозный. Рядом находились Рождественские большие ворота города и выездная государева светлица, где Иван Грозный облачался в царские регалии перед въездом в Свияжск. Церковь имела два придела — Леонтия Ростовского и Андрея Критского. Её священнослужители получали жалование денежное и хлебное от Ивана Грозного, поэтому церковь называлась ружной.
Нынешний каменный храм и колокольня были построены в конце XVII века. В конце XIX – начале XX вв. в церкви появились приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и Георгия Победоносца. Чтимые святыни храма – Свияжская икона Божией Матери, иконы Сергия Радонежского и Германа Казанского.
Свияжская икона Божией Матери была написана в 1994 году настоятелем храма отцом Сергием Коробцовым (по благословению архиепископа). Его супруге в тонком сне было видение Богородицы в сиянии небесном. В 1997 году Свияжск посетили президент Татарстана М.Ш. Шаймиев, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который побывал в церкви равноапостольных Константина и Елены и одобрил написанный отцом Сергием образ. В 2000 году он мироточил.
В советское время церковь была закрыта. В 1939 году иерей Анатолий Романовский совершил последнее богослужение, после чего наступило время забвения. В храме устроили кузницу, потом склад. В начале 1980-х храм был передан филиалу Государственного Музея ТАССР и после реставрации в нём стали проводить музейные выставки. В 1993 году храм был передан верующим и до сих пор он является единственным приходским храмом Свияжска. В нём крестят, венчают и отправляют в последний путь местных жителей. Богородица держит в руках кораблик (остров-град), как на гербе Свияжска. Кораблик также изображен на гербе Парижа. Он символизирует лежащий в самом центре города остров Сите на реке Сене. Нынешний Париж вырос на месте поселения Лютеция, находившейся в составе Римской империи. Именно в Лютеции располагался храм Исиды. Он выделялся из остальных храмов и святилищ Исиды в других городах Римской империи. Имя «Исида» означает «Трон». Она была женой Осириса — главного бога Древнего Египта. Анубис помог ей собрать и восстановить тело своего супруга.
С 1995 года возглавляет приходскую общину отец Сергий Коробцов. Помимо вышеуказанной Свияжской иконы Божией Матери, отец Сергий написал и другие иконы, включая «Святитель Герман, Казанский и Свияжский чудотворец», «Святитель Николай Можайский», «Всех Скорбящих Радость», «Господь Вседержитель», на которой Иисус Христос изображён при слиянии рек Волги и Свияги с предстательствующим к Нему Сергием Радонежским. Самой первой Свияжской обителью был именно мужской Троице-Сергиев монастырь. В храме есть несколько икон XIX века, включая «Никола Великорецкий» и список чудотворного образа Сергия Радонежского (небесного основателя Свияжска), которым благословили Свияжск при закладке во времена Ивана Грозного. Храм является памятником архитектуры федерального значения.
Горельефы святых императора Константина и его матери Елены находятся над входом в Храм Христа Спасителя.
Через дорогу от церкви Константина и Елены расположен музей, где на равных представлена история «красного» и «белого» движения в Гражданской войне 1918-1920 гг. Он открылся в 2016 году и стал одним из самых посещаемых объектов музейного комплекса Свияжска.
Музей Гражданской войны расположился в одном из самых красивых и необычных жилых домов Свияжска. Это двухэтажный дом мещанина Медведева, построенный в первой половине XIX века в стиле позднего классицизма. В народе его называют «дом с колоннами».
Во время Гражданской войны в Свияжске находились главные силы и штаб Красной армии во главе с Львом Троцким, который позже закончит свои дни в Мексике. Ему и Ленину приписывается установление в Свияжске памятника Иуде Искариоту.
Битва за Казань признаётся одним из крупнейших и переломных сражений в истории Гражданской войны. В то время это был главный город Поволжья. Потеря Казани поставила Советскую власть в тяжелейшее положение. Были потеряны хлебные районы вдоль Волги, отрезаны Средняя Азия и Сибирь. Ленин поставил перед армией задачу любой ценой отбить город и направил туда Троцкого, который жесткими методами поднял там дисциплину в войсках. После поражения под Казанью в сентябре 1918 года войска Белой армии так и не смогли оправиться.
В августе 1918 года отряды белогвардейского генерала Каппеля и союзных ему чешских легионеров захватили в подвалах Казанского банка золотой запас Российской Империи, который к началу Первой мировой войны (1914 год) был самым крупным в мире. Именно в Казань в 1914 — 1915 г.г. были эвакуированы ценности из хранилищ Варшавы, Риги и Киева. Хранить золотой запас в Санкт-Петербурге и других городах, близких к линии фронта было небезопасно. Поэтому, было принято решение отправить золото в Нижний Новгород и Казань, которая к тому же была прекрасной военной базой с собственным пороховым заводом. Казань была центром одного из крупнейших в России военных округов. После февральской революции 1917 года туда же перевезли золото из других городов России. Примечательно, что Октябрьская революция в Казани началась на день раньше, чем в столичном Петрограде. К 1918 году в Казани оказалась большая часть (половина) золотого запаса Российской Империи — около 640 тонн золота, 480 тонн серебра, драгоценная церковная утварь, исторические ценности, ювелирные украшения и драгоценности царской семьи, стоимость которых никакому подсчёту не подлежит.
Известно, что борьба Материи и Духа (красного и белого) – древняя мистерия. Сегодня планета выходит из Дуальности. Наступает Эра Водолея. Поэт Демьян Бедный в Свияжске написал стихи, ставшие знаменитой красноармейской песней «Как родная меня мать провожала». Возможно, не случайно и взор Свияжского Христофора обращён на фреску «Не рыдай меня мати».
Есть версия, что Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Придворов) был внебрачным сыном великого князя Константина Константиновича, известному в поэзии под псевдонимом К.Р. Демьян Бедный родился в один день с Екатериной Медичи королевой и регентшей Франции во времена Ивана Грозного. Она была дочерью герцога Урбинского. Апофеозом её кровавой деятельности стала организация страшной Варфоломеевской ночи – бойни между католиками и гугенотами, в которой было убито около 30 тысяч гугенотов. Для сравнения, по оценкам историков, за время правления Ивана Грозного было казнено несколько тысяч человек. Более того, по указанию царя был написан синодик для церковного поминовения людей, пострадавших в годы его правления. В конце жизни он объявил прощение всем казнённым им боярам и пожертвовал монастырям на помин их душ крупные денежные суммы. Одновременно Иваном Грозным были разосланы в десятки монастырей поминальные списки. В народном календаре, день рождения Екатерины Медичи и Демьяна Бедного – это день Ипатия Чудотворца. С Ипатьевским монастырем в Костроме и с Ипатьевским домом в Екатеринбурге связана судьба рода Романовых.
«Московский комсомолец» №26407 от 11 декабря 2013 напечатал статью о загадочной арестантке Казанской психиатрической больницы, которая называла себя спасённой великой княжной Анастасией Романовой. После Казани её перевели в спец. интернат в Свияжске, где она закончила свои дни.