Содержание
«Характер Тимура оценивается прямо противоположно теми,
кто ослеплен его военными успехами, и теми,
кто возмущен его жестокостями и
полным пренебрежением к человеческой жизни»
Эдвард Браун
I. Апофеоз войны
С одной стороны, выполняя волю Тимура, лучшие зодчие Востока строили прекрасные здания, дворцы, медресе, мечети, мавзолеи. С другой, по его приказу возводились башни из голов мятежников, создавая о нем дурную славу беспощадного завоевателя. Это изобразил в 1871 году Василий Верещагин на своей знаменитой картине «Апофеоз войны». О связи Верещагина и столицы Тимура – Самарканда рассказано в работе «Самарканд и его герои».
Как считается, история взятия войсками Тимура Исфахана стала отправной точкой вышеуказанной картины Верещагина. Также известны и другие кошмарные, с точки зрения современного гуманизма, деяния Тимура. Однако, как будет ниже показано на примере Исфахана, необходимо внимательно разбираться с каждым таким случаем и причинами, побуждавшими Тимура к определённым действиям. Он не был садистом, но, как и Чингисхан и другие известные полководцы, всегда жестоко наказывал тех, кто убивал его посланников. Как считается, оба эти полководца были обладателями Камня Чинтамани.
История гласит, что, захватив персидский город Исфахан в 1387 году, Тимур приказал каждому своему воину отрубить определенное количество голов жителей города. Было собрано 70 000 голов, из которых в «назидание» другим были сложены высокие башни. Жестокая расправа действительно имела место, но не всегда авторы представляют читателям полную картину и причины происшедшего. Это была месть за убийства солдат Тимура, в нарушение договора, заключенного городскими старшинами.
Осадив Исфахан, Тимур заключил с горожанами мир, согласно которому город был оставлен целым и невредимым взамен «моли омон» – налога за мир, за сбором которого Тимур послал в город трехтысячный отряд. Как мудрый военачальник, Тимур предпочитал брать выкуп за город, а не штурмовать его. Причины были чисто экономическими – штурм всегда приводил к грабежам и значительно сокращал долю самого завоевателя. Однако при подстрекательстве группы лиц (кузнецов), исфаханцы напали на воинов Великого эмира и перебили почти всех, кроме тех, кого спрятали в своих домах горожане, не желавшие нарушать договор с Тимуром.
Узнав о случившимся, Тимур со своим непобедимым войском вошел в город и предал мечу виновников случившегося. Тогда, в XIV веке, иначе и быть не могло – его воины безоговорочно ему верили и были беспредельно ему преданы. Поступи он иначе и это расценивалось бы как предательство по отношению к тем, кто погиб в городе. Тимур был человеком своей эпохи, и поступить по-другому не мог. Действительно 70 000 исфаханцев потеряли жизнь, но месть Тимура не была слепой – он распорядился выставить караулы, чтобы не пострадали жители того района Исфахана, где горожане спасли его воинов от мятежников. Они остались целы, также как и та часть города, где жили ученые. Тимур всегда считал самой дорогой добычей в какой-либо завоеванной стране художников и искусных ремесленников, которых он приглашал в свою столицу Самарканд и создавал им самые благоприятные условия для творчества.
Десятки и сотни тысяч людей были уничтожены и Киром II, и Дарием III, и Александром Македонским, и Карлом Великим, и Чингизханом, и Наполеоном, и другими завоевателями, не говоря об астрономических жертвах первой и второй мировых войн. Тимур не был первым и, к сожалению, не стал последним. Эти и другие, бесчисленные и бессмысленные человеческие жертвы рано или поздно должны привести человечество к осознанию того, что именно человек, его жизнь и достоинство являются высшей ценностью бытия.
II. Шах Надир
Кроме вышеуказанной башни из черепов, Тимура с Исфаханом связывают еще два реальных исторических события, и оба касаются персидского завоевателя шахиншаха Надира (царь царей персидских):
1) В 1739 году, шах Надир обрушился на Индию, где правили потомки Тимура – Великие Моголы. Он захватил Дели, его добыча была огромной – только для ее перевозки из Дели в Исфахан требовалась стотысячная армия слонов, верблюдов, коней и людей. Среди вывозимого, оказались две уникальные вещи – крупный алмаз, знаменитый «Кохинор» («Гора Света») и «Рубин Тимура», сыгравший роковую роль в жизни создателя Тадж-Махала Шах-Джахана.
2) В следующем 1740 году шах Надир, завоевавший всю Среднюю Азию, решил вывезти из Самарканда темно-зеленый (почти черный) нефритовый кенотаф Тимура, чтобы из него соорудить себе трон. Этот кенотаф из почтения к деду установил в 1425 году его внук, величайший астроном и мыслитель Улугбек. Этот камень (нефрит) достался Улугбеку в числе военных трофеев при победе над монголами – Кабек Ханом (потомком Чингисхана), которому данный камень был троном, а еще ранее служил местом поклонения во дворце Китайских императоров. Это был самый большой кусок нефрита в мире.
Приближенные советовали шаху Надиру не тревожить Тимура, но он не послушался. В склепе, над которым находился нефритовый кенотаф, на одной из мраморных плит была выгравирована надпись на древнеарабском языке. Она содержала 16 имен Тимура и цитаты из Корана, а заканчивалась предостережением следующего содержания: «Все мы смертны и в свое время уйдем из жизни. Много великих людей было до нас и будет после нас. Кто позволит себе возвыситься над другими и обесчестит прах предков, того постигнет ужасная кара». Предсказание кары для тех, кто нарушит покой древних правителей, является стандартным. Заслуживает внимания число имен Тимура на той плите, а именно 16. Считается, что это — знак совершенства, символ полноты и божественной справедливости, разрушающей все ложное и неустойчивое.
В итоге, нефритовый кенотаф Тимура погрузили на специальную повозку и повезли в Персию. По дороге начались происшествия – не проехав и четверти пути, плита вдруг треснула пополам (см. фото). В это же время к шаху прибыл гонец из Персии с тревожным известием – единственная дочь Надира вдруг серьезно заболела, и ни один придворный лекарь не мог понять причины. И снова Надир не прислушался к знакам и велел своим подданным ехать быстрее, а погонщикам волов – чаще пускать в ход кнуты. На следующий день новый гонец привозит весть, что дочери шаха совсем плохо и лекари говорят, что не выживет. Только тогда Надир развернул повозку и повелел доставить нефритовый кенотаф обратно в Гур-Эмир. Едва он оказался на «законном» месте, как дочка шаха Надира пошла на поправку.
Есть еще один человек, который связывает Тимура и Исфахан – это строитель Гур-Эмира, ставшей усыпальницей не только любимого внука и наследника Тимура, но его самого. Имя этого зодчего – Мухаммад ибн Махмуд Исфагани, которого называют архитектором Гур-Эмира, построенного им с использованием приемов персидской архитектуры. Имя Мухаммада ибн-Махмуда Исфагани запечатлено в глубине ниши входного портала среди мозаичного узора. Гур-Эмир стал моделью в Индии для мавзолеев Великих Моголов.
III. Расчетливая жестокость
Современники отмечали, что Тимур и его армия совершали деяния, не имеющие равных в истории, а те, кто сопротивлялся ему, потом об этом жалели и несли самое жестокое наказание. Многие верили, что он пользовался поддержкой самого бога. Бог иудейского Ветхого завета, из которого позднее вышли христианство и ислам, направляет народ Израиля на уничтожение других народов, живших тогда в земле Ханаанской, и дает такие советы:
«10. Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;
11. Если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;
12. Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его;
13. И когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;
14. Только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой;
15. Так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих;
16. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души;
17. Но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой;
18. Дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим».
Перед Тимуром пали многие великие города Востока. Непокорные Антиохия, Алеппо, Балх и Багдад, Дамаск и Дели, Кабул, Шираз, Исфахан и др. превратились в руины. Тимур оставлял после себя пирамиды из отрубленных голов побежденных – грозное предупреждение всем, кто осмелится ему сопротивляться. Действия Тимура соответствовали традициям того времени – он щадил города, которые сдавались без сопротивления, и разрушал те, которые оказывали сопротивление, т. е. как заповедовали боги. Однако, хотя Тимур разрушал сопротивляющиеся или восставшие города, он же их и восстанавливал ради процветания сельского хозяйства и торговли, приносящих доход казне. Подобно индийскому богу Шиве, он был разрушителем и строителем одновременно, этим он отличался от остальных завоевателей.
Тот же Чингисхан никогда не восстанавливал уничтоженные им города. Еще до Тимура, Чингисхан и его потомки тоже никогда не жаловали восставшие или сопротивляющиеся города. Так, в 1258 году внук Чингисхана Хулагу после взятия Багдада устроил в нем чудовищную резню, в результате которой было убито по разным оценкам от 200 000 до 800 000 человек с жестокостью, которую бы оценил его дед. Еще через полвека после Хулагу, Багдад лежал в руинах. Однако и здесь не все так прямолинейно, как и в случае во всеми завоевателями необходимо понимать причины и анализировать комплексно. Тот же поход Хулагу на Багдад – столицу Аббасидского Халифата, замысливался как часть т.н. Желтого крестового похода – одного из крупнейших завоевательных походов монгольской армии, направленного центрально-азиатскими христианами несторианского направления против ближневосточных мусульман.
Матерью Хулагу была племянница кераитского Ван-хана, христианка несторианского исповедания, которая воспитывала Хулагу и других своих сыновей в духе уважения к христианской религии. Христианами-несторианами были влиятельная старшая жена Хулагу Докуз-хатун и его лучший полководец Китбуга. В союз с монголами против мусульман вступил царь Малой Армении Хетум I, а также грузины, желавшие отомстить за разрушения Тбилиси несколькими десятилетиями ранее. Помимо них в христианском контингенте Хулагу были некоторые французы из Антиохии.
Монголы предлагали пощадить халифат, если он им покорится. Однако, халиф Багдада отказался и даже угрожал Хулагу. В итоге, Багдад был разрушен, но после его взятия были пощажены христиане, по просьбе старшей жены несторианки Хулагу и евреи, которых монголы рассматривали как своих союзников, поскольку при халифах они были угнетаемы. Падение Багдада – блестящего интеллектуального центра тогдашнего ближневосточного мира было психологическим ударом, от которого исламский мир не смог оправиться. Разгром Багдада означал и конец так называемого Исламского Золотого Века.
Чтобы глубже понять такие драматические события, необходимо идти в историю как можно дальше и взглянуть на них с той точки зрения, которая в индуизме называется карма. Причем в случае с Багдадом история уходит за пределы планета Земля и является продолжением истории планеты Нибиру. Считается, что Багдад находится недалеко от того места, где примерно за 2500 лет до нашей эры находился месопотамский город Агаде – столица Аккадской империи, в которую вошел и Шумер – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Они находились под сильным влиянием Нибиру. Первый Агаде (Единство) появился на Нибиру как новая столица этой планеты, раздираемой гражданской войной. Второй Агаде был основан в Месопотамии нибируанской богиней Иштар и ее «земным» мужем Саргоном Великим. Древние хроники рассказывают какими ненасытными захватническими аппетитами обладала эта парочка. Трудно оценить то огромное количество невинных людей, которые стали жертвами их экспансии. В итоге, верховные нибируанцы были вынуждены уничтожить месопотамский Агаде, чтобы хоть как-то остановить Иштар.
Все завоеватели были продуктами своего времени и коллективного сознания общества, которое все-таки благодаря этим жертвам эволюционирует в сторону признания жизни самым священным даром. Епископ Ташкентский Лука (Войно-Ясенецкий), волей судьбы проживший в местах, где за шесть веков до него правил непобедимый Тимур, сказал слова, которые должны стать путеводными для народов и их лидеров: «…свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову – пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования».
Если серьезно разбираться, то Чингисхан и Тимур не были завоевателями, алчущими лишь крови и разрушений. Они жили законами своего времени и поступали в соответствии с ними и со своей выгодой. Так, еще в 1241 году, т. е. за столетие до рождения Тимура, Чингисхан приказал полностью Герат – одним из красивейших городов того времени и всех его жителей за убийство его послов, которые действительно были еще и шпионами. Такого наказания для города требовали законы степи, которыми жил Чингисхан и его армия, уничтожившая город без тени сомнения. С другой стороны, в 1379 году Тимур пощадил Герат, т. к. его жители не оказали ему сопротивления. Он лишь срыл оборонительные стены и увез в Шахрисабз огромные Королевские ворота Герата, вместе с его сокровищами. Однако, когда в 1381 году Герат и его правящая династия подняли восстание против Тимура, его сын Мираншах чей праправнук станет основателем в Индии правящей династии Великих Моголов, подавил его с привычной для того времени жестокостью и пирамидами из отрубленных голов, над которыми еще долго кружили вороны. За несколько лет до этого Тимур был на службе у правителя Герата, чей внук был женат на племяннице Тимура. Однако, хотя войска Тимура опустошили восставший Герат и убили членов правящей династии, когда ему стало выгодно, он восстановил этот город, построил 12 больших ирригационных каналов, возвел и содержал за свой счет порядка 350 медресе, привез туда множество уважаемых исламских ученых, прославивших Герат. Правитель Герата Шахрух (младший сын Тимура) своим щедрым патронажем искусств привлекал в город известных художников, архитекторов, философов и поэтов. Его сын (внук Тимура) стал основателем академии художеств в Герате.
В 1383 году после взятия восставшего Изифара (к югу от Герата) попавшие в плен 2 000 человек были заживо уложены друг на друга, вперемешку с камнями и кирпичами. Эта башня из замурованных должна была служить предостережением для остальных, кто задумает восстать. В 1398 году, перед сражением с султаном Дели, Тимур отдал приказ убить 100000 плененных индусов, т. к. получил информацию, что они могут ударить ему в тыл во время сражения. В 1400 году 4 000 армян-защитников города были заживо похоронены в Сивасе. В 1401 году при разграблении Багдада были убиты 90000 человек, из голов которых было выложено 120 башен. Даже на Крыше Мира, среди обледенелых пиков и проходов Гиндукуша, Тимур оставил свой обычный знак из пирамиды отрубленных голов представителей диких племен кафиров, воинов, которые отказались подчиниться другому обладателю Камня Чинтамани – Александру Македонскому, но которых полностью разгромил здесь Тимур.
Во время завоеваний он был жесток, при подавлении восстаний – беспощаден, но Тимур не был образцом жестокости. К примеру, когда мамлюкский султан Египта Бейбарс (родом с территории современного Казахстана) в 1263 году захватил Антиохию, он приказал вырезать 16000 человек составлявших гарнизон города, а 100 000 горожан продал в рабство. Чингисхан после взятия Ургенча, дал приказ своим солдатам каждому убить по 24 пленника. Т. е. такие вещи происходили намного раньше, чем родился Тимур и были нормой того времени. Еще в IX веке до нашей эры ассирийский царь Ашшурнасирпал II наполнил четверть века своего правления жестокостями, которые оставались непревзойденными до появления в XX веке на исторической сцене Адольфа Гитлера. Он превратил естественную склонность штурмующей армии к жестокостям в инструмент преднамеренной политики террора. Когда Ашшурнасирпал II захватывал город, смерть от пыток становилась обычным явлением, с людей сдирали кожу, сажали на колья, распинали, закапывали заживо и задолго до Тимура, головы отрубались во множестве, а из них складывали пирамиды. Идея всегда была проста – вселить ужас в умы противника и свести к минимуму риск сопротивления или восстания, т. е. превентивно уменьшить общее кровопролитие и страдания.
Чингисхана сегодня вспоминают больше как разрушителя городов. Тимур внес огромный вклад в развитие городской архитектуры и дал начало одной из самых великолепных эпох развития этого искусства в истории человечества, называемой Тимуридским Ренессансом. В соответствии с общественным сознанием того времени, принцип Тимура заключался в том, чтобы никогда не вести оборонительную войну. Не воины Тимура, а его враги должны были прятаться за оборонительными стенами. Если не будет войны, империя быстро рассыплется на племенные осколки и начнутся междоусобные войны. Это понимал еще Чингисхан – правитель империи, занимавшей целый континент от Китая до ворот Европы. Поэтому, они оба устремляли свои армии на завоевания.
Тимура обвиняют в разрушении пожаром мечети Омейядов в Дамаске, считавшейся непревзойденной в мире ислама и заслуживающей небольшого отступления. Она была построена в 705 году на месте византийского храма Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, возвели на фундаменте римского храма Юпитера, самый большой из которых был построен в Баальбеке. В первые века ислама в ней молились вместе христиане и мусульмане, так как в мечети находится гробница Иоанна Предтечи (в исламской традиции – пророк Яхья), где, по преданию, хранится его голова.
Сопротивляющимся горожанам тоже отсекали головы, создавая из них обычные для того времени пирамиды. Характерно, что именно в день Усекновения головы Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса Христа в водах Иордана, произошла трагедия 11 сентября. В Индийских учениях о сотворении мира, усекновение головы означает открытие чакры Мудрости – пятой чакры, называемой Вишудха, ассоциируемой с Шивой, расположенной на горле между VI и VII шейными позвонками. Открытие чакры Мудрости часто ассоциируется с возможностью перехода на новый уровень сознания (от материалистического к духовному). В день Усекновения головы Иоанна Предтечи в 1530 году в Троице-Сергеевой Лавре крестили будущего царя Иоанна Грозного, тоже нередко упрекаемого в жестокосердии.
Тимур предложил Дамаску – бывшей столицы арабской исламской империи почетную сдачу города, но гарнизон Дамаска, нарушив договоренности, неожиданно атаковал воинов Тимура, направленных в город для обеспечения правопорядка. Тысяча из них была перебита, а их отрезанные головы унесены в цитадель города. В наказание Дамаск был взят и предан огню, включая Великую Мечеть Омейядов – одно из чудес света, великолепный памятник ислама.
По дороге на зимние квартиры из Дамаска в Карабах, Тимур снова занял Багдад – вотчину его давнего противника султана Ахмеда, который еще и приютил особо ненавистного Тимуру вождя туркменских племен черных овец Кара-Юсуфа, поднимавшего восстания и грабежи против Тимура в землях между Месопотамией и Малой Азией. Багдад был окружен и через 6 недель плотной осады был отдан приказ штурмовать город. Только религиозным лидерам и ученым была дарована пощада. Город, восставший против Тимура и доставивший ему столько хлопот с осадой, не мог рассчитывать на пощаду. Багдад, долгое время известный как Дом Мира (Дэйр-эс-Салам) был опустошен. Вокруг его руин появилось 120 пирамид из отрубленных голов, жестокость достигла новых высот – 90 000 убитых. Багдад снова принадлежал Тимуру, который отправился вверх по Тигру к могиле имам Абу Ханифа, находящейся в восточном Багдаде, чтобы испросить заступничества у этого святого.
Хотя мусульманская Азия и Ближний Восток стали основным районов его походов, он так и не совершил паломничество в Мекку, у него было больше 4-х жен, он не брил головы, не носил тюрбан т. д. Тимур притеснял некоторых шейхов, не слушался сейидов, даже рубил головы непокорным муллам, использовал дервишей в своих целях, в первую очередь как разведчиков. Он и его двор спокойно относились к вину, употребляя его в неограниченных количествах на множестве пиров победителей, свадьбах и т. д. Хотя у него был титул Гази, борца за веру, отношение Тимура к исламу было основано на холодном прагматизме, а не на принципе. Свой гнев на неверных – христиан, евреев, индуистов, которые должны были испытать на себе силу меча ислама, Тимур обрушивал сравнительно нечасто, в отличие от братьев-мусульман. От войн Тимура страдали, прежде всего, мусульмане, а лишь потом евреи и христиане. Более того, именно Тимур, а не разбитый им гроза Европы, оттоманский султан Баязид, установил дружеские отношения с христианскими правителями Европы. Как очень дальновидный человек, он понимал, что практическая выгода от торговли между Европой и Азией выше, чем искусственная вражда между христианством и исламом, вышедших из одного источника.
История Исфахана уходит в прошлое на тысячелетия. Знаменитая иранская пословица гласит, что Исфахан – это половина мира. Сегодня это самый посещаемый туристами город Ирана. Исфахан расположен в 330 км. южнее Тегерана. Исфахан сам был столицей Ирана с 1598 по 1722 года. Его называют одним из самых красивых городов исламского мира. Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО – это площадь Имама (‘Cердце Исфахана’) и Пятничная мечеть.
Аббас I Великий (1571 – 1629) проводил централизацию, опираясь на проверенные временем древние традиции иранской государственности. В 1598 году Он перенёс столицу своей Сефевидской империи из Казвина в Исфахан, лежащий в центре страны.
Государство Сефевидов существовало с 1501 по 1722 года и включало территории современных Азербайджана, Ирана, Армении, Грузии, Туркменистана, Афганистана, Ирака, восточной Турции, Кувейта, Бахрейна, а также части Пакистана, юга Узбекистана, востока Сирии, и юга России (Дербент). Правители династии Сефевидов сделали шиизм государственной религией этой части планеты. На гербе государства Сефевидов был Лев, т.е. Аббас (араб.), как и на флаге Великих Моголов.
При Аббасе Великом Сефевидское государство достигло наибольшего расцвета и могущества. В его время Сефевиды, как и Великие Моголы, претендовали на статус наследников Тимура («Тот, кто знает Мерлина»), чьей печатью был символ Шамбалы.
По воле Аббаса, центром Исфахана стала нынешняя площадь Имама, вокруг которой, были построены государственные, религиозные и образовательные здания, включая дворец самого шаха в западной части площади. Эта площадь Имама изначально называлась «Накш-э-Джехан», т.е. «образ мира». Сегодня это — вторая по величине площадь в мире.
При дворе Аббаса посланники Великого Могола Индии встречались с посланниками России и европейских стран.
Аббас подарил русскому царю Борису Годунову богато украшенный трон, изготовленный его мастерами. Аббас первым признал в России новую династию Романовых. Он прислал их первому царю Михаилу Федоровичу роскошный трон и Ризу Господню. В Исфахане, придворными ювелирами персидского шаха, был изготовлен знаменитый алмазный трон царя Алексея Михайловича (сына Михаила Федоровича).
Самый дорогой отель Исфахана называется «Аббаси», который считается самым старым и красивым отелем Ирана, а может и всего Ближнего Востока. Он был построен во времена одного из последних правителей династии Сефевидов более 300 лет назад. Правитель посвятил этот комплекс зданий своей матери.
Сады Исфахана, отражающие идею о Рае, перешли в Индию, где их называют персидскими. Самый большой из них расположен у всемирно известного памятника любви, знаменитого Тадж-Махала. Символично, что из Персии (Ирана) бала Мумтаз-Махал («Возвышенная избранница дворца» или «Корона дворца») для которой Шах-Джахан построил этот мавзолей.
Исфахан славится также своей розовой водой, получаемой методом дистилляции из ароматных персидских роз.
С Исфаханом побратимы:
- Все три города, три мировые столицы, стоящие на Нильском меридиане (Каир, Стамбул, Санкт-Петербург).
- Флоренция — столица герцогов Медичи.
- Бейрут (Ливан) — родина святого Георгия. в 90 км от Бейрута расположен Баальбек – бывший космопорт нибируанцев, некогда бывший одним из самых священных мест на Земле, от шумеров до римлян. Именно в Шумер и к Нибиру уходят древние корни образа Георгия Победоносца. См. Битва Нибиру и Тиамат.
- Лахор — второй по величине город Пакистана (перс. Земля чистых) после Карачи, столица империи Великих Моголов с 1584 по 1598 год.
- Ереван (Армения).
- Яссы (Румыния) и др.