Содержание:
Викрамадитья — царь Уджайини в Западной Индии и один из самых знаменитейших индийских правителей. Его считают образцом идеального правителя. Имя Викрамадитья стало символом и титулом, которое многие последующие правители присоединяли к своим именам.
Время царствования исторического Викрамадитьи, как и Цезаря в Европе, приходится на I век до нашей эры. Об этом свидетельствует надпись на хиндустани, размещённая на центральном алтаре храм огня Атешгях, на окраине селения Сураханы, в 30 км от центра Баку. Сураханы переводится как «дом огня». В 1857 году здесь был построен по инициативе российского предпринимателя и мецената Василия Кокорева первый в мире нефтеперегонный завод. На этом заводе работал в качестве консультанта Дмитрий Иванович Менделеев. Это место до сих пор почитается зороастрийцами, индуистами и сикхами. В названии Сураханы можно прочитать Сурью – бога Солнца. Сура – название нескольких рек и населенных пунктов в России. В деревне Сура, стоящей на реке Сура, в Архангельской области родился Иоанн Кронштадтский. Крупнейшая река Архангельской области – Северная Двина — образуется слиянием у Великого Устюга рек Сухона и Юг, название которых легко переводится с Санскрита.
Считается, что знаменитый астроном и математик Михир при дворе Викрамадитьи, жил и работал на юго-западе современного Дели, в районе Мехраули, ранее известный как Михиравали, означает «дом Михира». Самой известной постройкой этого района является Кутаб Минар, который многие индуисты связывают с Михирой и Викрамадитьей. Здесь находится самый высокий в мире кирпичный минарет. Существуют доказательства, что ещё до мусульманского завоевания, это была башня, на которой Михир наблюдал за звёздным небом. Рядом находится железная колонна высотой 7 метров и весом 6 тонн, сделанная из высокочистого железа. На ней имеется надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375—413 годы), который был одним из самых могущественных правителей в истории Индии. Он чеканил серебряную монету с титулом «Викрамадитья», который стал в индийском фольклоре синонимом мудрого правителя.
Имя «Викрамадитья» в составе ВМС Индии носит бывший крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (изначально «Харьков»), проданный Индии в 2004 году. После глубокой модернизации в Северодвинске, корабль передан ВМС Индии 16.11.2013.
Адмирал Николай Герасимович Кузнецов – один из наиболее выдающихся военачальников Великой Отечественной войны, родился недалеко от Великого Устюга. Сейчас его родная деревня Медведки находится в Котласском районе Архангельской области, но бюст его установлен и в Великом Устюге, давших России много славных сынов.
Этот выдающийся флотоводец был одним из самых последовательных и непоколебимых сторонников авианосцев. Однако, некоторым очень не хотелось, чтобы Советский Союз обзавёлся своим авианосным флотом. Строительство кораблей так и не было начато, трофейный недостроенный германский авианосец «Граф Цепелин» по настоянию союзников был затоплен, а самого Н.Г. Кузнецова понизили в звании и сослали на Тихоокеанский флот. Через несколько лет с Н.Г. Кузнецова сняли все обвинения, и он вновь стал главкомом ВМФ. Руководитель страны Хрущёв был категорически против не только авианосцев, но вообще крупных надводных кораблей. Одно из заседаний Политбюро, на котором адмирал очередной раз доказывал Хрущёву и Жукову необходимость авианосцев, закончилось для Н.Г. Кузнецова инфарктом.
В 1950-1980-е годы роль Н.Г. Кузнецова в Великой отечественной войне часто замалчивалась. Одним из людей, приложивших для этого немало усилий, был адмирал С.Г. Горшков, родом из Каменец-Подольска в Хмельницкой области Украины. Каменец-Подольский — один из древнейших городов Украины. В средние века Каменец был ремесленным и торговым центром, по своему развитию стоял в одном ряду с такими городами, как Львов и Киев. Среди горожан Исроель бен Элиэзер, раввин, основатель хасидского движения в иудаизме, Борис Ильич Збарский — биохимик, бальзамировщик тела Ленина и др. В городе было снято множество художественных и документальных фильмов.
Интересные факты (совпадения) или Горшков «против» Кузнецова:
- Их именами были названы два тяжёлых авианесущих крейсера, оба построенных в Николаеве (Украина), на Черноморском судостроительном заводе. Они оказались двумя последними оставшимися у России авианосцами. Причем крейсер (авианосец) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (1985) был разработан на основе предшествующего крейсера «Адмирал Горшков» (1982).
- Свои действующие имена крейсеры получили в один день — 4 октября 1990 года. Тогда именем С.Г. Горшкова был назван тяжёлый авианесущий крейсер «Баку», а именем Н.Г Кузнецова был назван тяжёлый авианесущий крейсер «Тбилиси». Сама по себе дата 4 октября знаменита тем, что в этот день, 33 года назад, в 1957 году в СССР был произведен вывод на околоземную орбиту первого искусственного спутника Земли, который открыл новую, космическую эру в истории человечества.
- В 2004 году, когда на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения Адмирала Н.Г. Кузнецова, крейсер «Адмирал Грошков» продали Индии, в то время как аналогичный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» находится на боевом посту в составе Северного флота.
- По пакетному межправительственному соглашению, подписанному в Дели в январе 2004 года, корпус крейсера «Адмирал Горшков» передан индийской стороне бесплатно с условием его модернизации в Северодвинске и оснащения авиагруппой российского производства (МиГ-29К и др.). В Тверской области, сохранившей множество санскритских названий и древние связи с Индией, есть деревня Дели.
- Сегодня «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является пока единственным тяжёлым авианесущим крейсером в составе ВМФ России и находится на боевом дежурстве в Мурманской области. «Адмирал Горшков» прошёл модернизацию в Северодвинске, в Архангельской области, и ныне находится в составе ВМФ Индии. Примечательно, «Адмирала Грошкова» модернизировали в Архангельской области, т.е. на родине Н.Г. Кузнецова — прижизненного «оппонента» С.Г. Горшкова. Более того, Мурманская и Архангельская области, считаются родиной ариев, которые ушли отсюда в Индию во время последнего ледникового периода.
- При жизни С.Г. Горшков делал все, чтобы «насолить» Н.Г. Кузнецову. В 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Н.Г. Кузнецов был восстановлен в звании, но все эти инициативы наталкивались на противодействие Главкома ВМФ Горшкова, сменившего в 1956 на этом посту Кузнецова, находившегося в немилости у тогдашнего министра обороны Жукова, с которым они не вполне ладили ещё во время войны.
- Даже посмертно Н.Г. Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока С.Г. Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.
- Строительство «Адмирала Горшкова» (тогда «Баку») началось в 1978 году, в марте 1982 года спустили на воду, а в декабре 1987 года он вошел в боевой состав Военно-морского флота СССР. «Адмирал Горшков», или, как его тогда называли, «Баку», был гордостью советского Военно-морского флота. Однако, за 10 лет нахождения в боевом составе ВМФ (из 25, отпущенных ему конструкторами) корабль только один раз выполнял задачи боевой службы в Средиземном море и Северной Атлантике. Это произошло сразу после его постройки, во время перехода с Черноморского флота на Северный. Затем крейсер четыре года простоял, как говорят моряки, «на бочке» на Североморском рейде в Кольском заливе и лишь изредка выходил в Баренцево море на 2–3 недели. В 1999 году в сложнейших условиях крейсер отбуксировали из Мурманска в Северодвинск (Архангельская область) для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС. Буксировка «Адмирала Грошкова» в 1999 году (конец Эры Рыб и начало Эры Водолея) из Мурманска в Северодвинск (Архангельская область) была уникальной. Буксиры должны были протащить авианосец 810 км из Баренцева море в Белое по воде и через лед, толщина которого могла достигать полуметра. Подобного перехода во льдах не совершал ни один авианосец в мире. Причем предыдущие операции по буксировке крейсеров Северного флота «Мурманск», «Александр Невский» и большого противолодочного корабля «Адмирал Исаков» закончились неудачей. «Невский» и «Исаков» затонули, «Мурманск» выбросило штормом на камни. Эти корабли по своим размерам были во много раз меньше «Горшкова», а буксировали их в более благоприятных условиях – по чистой воде, свободной ото льда.
- Строительство «Адмирала флота Советского Союза Кузнецов» началось в 1982 году. Это был пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР. Прежние названия (в порядке присвоения): «Советский союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания). После смерти Леонида Брежнева, 22.11.1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду в 1985 году, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 4 октября 1990 переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря (Зимнее Солнцестояние или день рождения Солнца и Иосифа Сталина) корабль прибыл в Видяево, являющееся базой подводных лодок Северного флота. В 2000 году крейсер участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», чья трагическая гибель 12.08.2000, как и Всемирного Торгового Центра 11.09.2001 стали знаками перехода человечества в Эру Водолея. «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года. В 2007 году «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане. В ноябре 2016 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» участвовал у берегов Сирии в уничтожении множества объектов террористов, уничтожал их технику и склады при освобождении Алеппо. Алепино – деревня во Владимирской области, родина писателя Солоухина, инициировавшего восстановление Храма Христа Спасителя. Он немного не дожил до его открытия. Солоухина отпевал Патриарх. Волей судьбы, это стала первая служба в воссозданном Храме Христа Спасителя. Свою важную лепту в уничтожение объектов террористов внесла и Каспийская флотилия.
- Только крейсер (авианосец) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», имел свой специализированный причал, другие, включая «Адмирала Горшкова» – нет.
Факты из жизни адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова (1904 — 1974):
- Николай Кузнецов родился в один день с Людвигом Нобелем и Николаем Черкасовым. В этот день ушли из этой жизни Михаил Лермонтов и Федор Тютчев.
В 1919 году 15-летний Кузнецов вступил в Северодвинскую флотилию (Архангельская область), приписав себе два года, чтобы быть принятым.
- C 1920 служил в Петрограде, в 1922-1926 учился в Военно-морском училище им. Фрунзе, которое окончил с отличием. Это училище ведет свою историю от Школы математических и навигацких наук, созданной Петром I в Москве (1701) в Сухаревской башне, где работал Яков Брюс — видный русский государственный деятель и учёный-энциклопедист, один из наиболее образованных людей своего времени, который происходил из старого знатного шотландского рода, того же, что и шотландский король Роберт I Брюс, укрывший в XIV веке от преследования часть французских тамплиеров.
- Командуя с 1933 года крейсером на Чёрном море стал капитаном первого ранга (один из самых молодых в мире).
- В 1936 году отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании).
- С 1938 года — командующий Тихоокеанским флотом; столкнувшись с репрессиями и постоянными арестами на флоте, сумел отстоять многих своих подчинённых.
- В 1939 году 34-летний Н.Г. Кузнецов назначен народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский; оба они были активными организаторами репрессий на флоте и оба сами стали их жертвами.
- Внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы.
- Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии Нахимовских училищ).
- При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ.
- Во многом действовал без оглядки на мнение Сталина.
- 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского Флота.
- Адмирал Н.Г. Кузнецов был одним из немногих советских военачальников, принявшим действенные меры накануне нападения Германии после того, как появились первые предупреждения об этом. Так как ВМФ составлял отдельный наркомат и не подчинялся приказу Тимошенко и Жукова от 21 июня 1941 года о недопустимости «поддаваться на провокации», Н.Г. Кузнецов смог своим приказом от того же числа привести все флоты и флотилии в состояние боевой готовности. В этом решении был определённый риск, ибо оно шло вопреки воле Сталина. В результате 22 июня, в день нападения Германии, ВМФ не потерял ни одного корабля и ни единого самолёта морской авиации, а ответил противнику организованным огнём.
- Во время войны Кузнецов оперативно и энергично руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих Вооружённых Сил. Был членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ сопровождал конвои с ленд-лизом и оказывал помощь союзникам. Значительная роль уделялась морскому образованию и учёту опыта войны.
- Будучи наркомом Военно-морского флота, Н.Г. Кузнецов возродил в суровые годы Великой Отечественной войны светлую память адмирала Ушакова. Учреждённые в 1944 году орден и медаль Ушакова пользовались у военных моряков особым почетом. В том же году по распоряжению Кузнецова была создана специальная комиссия по выяснению подлинного места захоронения адмирала Ушакова в Санаксарском монастыре. После Великой Отечественной войны на экраны вышел двухсерийный художественный фильм об адмирале Ушакове.
- В 1954 году Кузнецов организовал празднование 50-летия подвига моряков крейсера «Варяг» и лично наградил 15 ветеранов медалями «За отвагу» на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР.
- В 1953 — 1955 адмирал Н.Г. Кузнецов — Главнокомандующий ВМФ и Заместитель министра обороны. Он уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев. Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г.К. Жуковым, с которым они не вполне ладили ещё во время войны.
- В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он лишён звания, понижен до вице-адмирала и уволен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте». Линкор «Новороссийск» — бывший итальянский военный корабль «Джулио Чезаре» / Юлий Церазь (Giulio Cesare), ставший флагманом Черноморского флота и, как считается, взорванный иностранными диверсантами, возможно, итальянскими подводными диверсантами из «Дечима МАС». Характер разрушений указывал на то, что взрыв произошёл снаружи. Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю столетия обороны Севастополя. Взрыв произошёл 29 октября 1955 года в 1:31, возле Павловского мыса, на том же месте, где утром 7 октября 1916 года взорвался и затонул флагман императорского Черноморского флота мощный линкор «Императрица Мария». В 4:14 линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. Войдя в строй ВМФ Италии 14 мая 1914 года «Джулио Чезаре» получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».
- Ныне именем Кузнецова назван один из крупнейших кораблей российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), ему воздвигнуты памятники, его именем названы флотские училища, площадь в Барнауле. В 1997 году по инициативе флотских, ветеранских и других общественных организаций, сослуживцев и членов семьи Н.Г. Кузнецова был создан общественный Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. В мае 2000 года средняя школа № 4 в г. Тара Омской области, где в годы войны размещалась 2 -я военно-морская спецшкола, добилась присвоения ей имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Тара – имя богини в буддизме. Ом является самым священным звуком в индуизме. В Севастополе на Б.Морской ул. установлен памятник знаменитому адмиралу. Улицы в Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке и Котласе названы его именем. Именем Кузнецова назван подводный остров в Тихом Океане. Его портрет работы художника В.Аккуратова помещен в галерею флотоводцев Российского государственного морского историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации. В 1980 году Военно-Морская Академии (Санкт-Петербург) – одному из старейших военно-учебных заведений России, было присвоено имя Адмирала Флота Советского
Союза Н.Г. Кузнецова.
- По многочисленным просьбам ветеранов войны и воинов-моряков 7 апреля 1998 г. учреждена медаль «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов«.
- Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Кузнецов».
- В Великом Устюге, в сквере на Советском проспекте у Земляного моста, недалеко от Речного училища и памятнику Водолею, установлен бюст Н.Г. Кузнецова.
Вышеуказанный «Горшков» был модернизирован и передан ВМФ Индии на «Севмаше» — градообразующим предприятии Северодвинска. Здесь построено больше половины всего атомного флота Советского Союза и России. На «Севмаше» рождались подводные корабли, рекорды которых не были превзойдены ни одним флотом мира.
Место для строительства такого стратегического завода выбирал Сталин. Это была территория в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины (Архангельская область). Он сказал: «Будем строить здесь, старые монахи знали, где строить».
Место для завода было выбрано очень удачно. Кругом – болота, а здесь устойчивая земля и море рядом. Зимой оно замерзает слабо. Навигация достигает 200 дней в году, что очень удобно для судоходства. Плюс, удаленность завода от морских и сухопутных границ других государств. Расположенный здесь остров Ягры является отличным защитным сооружением акватории предприятия. На нём, на другом берегу Белого моря, построили «Звёздочку», где ремонтируют и разбирают подводные лодки «Севмаша».
Строительство «Севмаша» было развернуто на основе постановления Совета Труда и Обороны при Совнаркоме СССР от 31 мая 1936 года. В том же году к стенам монастыря с многовековой историей на пароходе «Иван Каляев» прибыла первая партия строителей. В 1937 году здесь возник поселок Судострой (с 1938 — город Молотовск, а с 1957 — Северодвинск).
Отсчет истории завода-гиганта ведется с 21 декабря 1939 года — именно в этот день был заложен первый корабль «Севмаша» — линкор «Советская Белоруссия». Дата выбрана не случайно — это был день рождения Сталина, которому город обязан своим появлением на карте страны.
В мужской средней школе №1 города учился будущий лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Юрий Викторович Романенко. 1 сентября 1951 году 7-летний Юра пошёл сюда в первый класс, а 10 декабря 1977 года он в первый раз полетел в космос, вместе с Георгием Михайловичем Гречко. В этом полёте космонавты стали первыми, кто встретил Новый год в Космосе. В честь этого полёта Гречко и Романенко, одна из улиц города Северодвинска была названа улицей Советских космонавтов. Юрий Викторович Романенко совершил три экспедиции к звёздам и вошёл в Книгу рекордов Гиннеса в 1998 году как самый опытный космонавт. За 3 полёта он провёл в Космосе 430 суток 18 ч 20 мин.
Романенко родился в посёлке Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области в семье военного моряка. Окончил среднюю школу №23 города Калининграда. В 1962 году он поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков. Должность космонавта в отряде космонавтов получил в 1972 году, 6 июля в день рождения Далай-Ламы XIV и празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери. В связи с переходом на руководящую работу, Юрий Романенко был отчислен из отряда космонавтов 11 октября 1988 года.
По инициативе Российского военно-исторического общества, созданного в символическом 2012 году указом Президента России Владимира Путина, на здании школы №1 города Северодвинска, где учился Романенко, установлена памятная доска. Это состоялось 23 сентября. Право её открытия предоставили губернатору Архангельской области общества Игорю Орлову и мэру Северодвинска. В истории 23 сентября – это день, в 1980 году в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подлодка «Акула» («Тайфун»), в 1839 году в Москве был заложен Храм Христа Спасителя. В 1862 году в этот день граф Лев Толстой женился на Софье Берс. За 27 лет у них родилось 13 детей. В 63 году до нашей эры родился Август — первый римский император. В 1215 году родился Хубилай — монгольский хан, внук Чингисхана, первый император Китая из династии Юань.
В 2016 году Северодвинск получил статус Города трудовой доблести и славы. На его гербе, утвержденном в 1993 году, красный цветок шиповника, украшенный посередине серебром. Цветок шиповника отражает тот факт, что прибывший в правление Ивана Грозного (которого Сталин назвал своим учителем) на остров Ягры английский мореплаватель Ричард Ченслер был поражен обилием цветов шиповника. Остров до сих пор называется «розовым». Также существует мнение, что цветок, символизирует гребной винт подводной лодки, которые строятся в Северодвинске.
Первый конкурс на создание герба города был проведён в 1967 году, утверждён 29 декабря. На нём была изображена тёмно-синяя полушестерня с волнами внутри и серебряная чайка над ними. В настоящее время эмблема является популярным символом Северодвинска. В августе 2009 года мэр Северодвинска утвердил эмблему города, повторяющую старый герб образца 1967 года, при этом герб 1993 года сохраняется в качестве официального.
Первой датой поселения на месте Северодвинска считается 1419 год — дата первого упоминания Николо-Карельского монастыря, на месте которого вырос «Севмаш», держащий ядерный щит страны.
По легенде, этот монастырь был основан по приказу Марфы Борецкой, также известной как Марфа-посадница. Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. Марфа владела обширными наследственными землями по берегам Двины и Белого моря, где позже вырастит Северодвинск.
Осматривая владения матери, утонули в Белом море во время шторма её сыновья от первого брака Антоний и Феликс. Тела их были вынесены на берег к тому месту, где ныне стоит монастырь. По повелению Марфы здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, а над местом погребения братьев – деревянная часовня. Имена Антония и Феликса были занесены в монастырские святцы в число святых. Сегодня они считаются небесными покровителями Никольского собора, который остался от бывшего Николо-Корельского монастыря, основанного более 600 лет назад Марфой Борецкой. Это старейшее здание в советском Северодвинске и единственный храм в России, располагающийся на территории судостроительного завода.
Николо-Корельский монастырь являлся уникальным памятником деревянного зодчества. Его монастырская стена имела 7 башен. Сохранилась только великолепная деревянная проездная Святая башня конца XVII века, спасённая Петром Дмитриевичем Барановским — замечательным русским ресторатором, основателем московского музея «Коломенское», созданного в бывшем царском селе Коломенское, где в 1530 году родился Иван Грозный. Сам Барановский родился в 1892 году в селе Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии. На санскрите, Шуя означает «возлияние», «приносить в жертву», «получать сому» — священный напиток. В 1933 году Петр Дмитриевич перевёз эту башню в «Коломенское» и спас от неминуемого разрушения. Прочие деревянные памятники монастыря погибли.
Марфа Борецкая была одним из лидеров новгородской оппозиции к московскому царю Ивану III – деду Ивана Грозного. Она выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой и Польшей. Эта ошибка стоила ей всего. В результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477 — 1478 годов, Марфа Борецкая была увезена из Новгорода и впоследствии пострижена в монахини. Существовавшая на протяжении трёх веков новгородская республика была ликвидирована. Часть боярских семей была выслана на территорию Московского княжества и поселена на Лубянке. Вечевой колокол (символ независимости Новгорода) так был увезён в Москву.
Иван III приказал конфисковать земли, принадлежавшие Марфе Борецкой. О месте её упокоения существует место версий. По одной из них, могила Марфы-посадницы находится в Тверской области, в деревне Млёво Удомельского городского округа. Много писал о ней Н.К. Рерих. В нескольких километрах на север от деревни Млёво расположены Ганино, Березовский, Красная Будка, озеро Лука, Манихино, устье реки Манишка, впадающей в Мсту.
Считается, что у стен Николо-Карельского монастыря начались торговые отношения между Россией и Англией в правление Ивана Грозного, внука Ивана III, которого современники тоже называли Грозным за державную политику. В 1553 году в монастыре останавливался на ночлег английский путешественник Ричард Ченслер, искавший путь в Индию и Китай через Северный Ледовитый океан. Европейцы тогда считали, что из Европы в Китай можно попасть северным путем через реку Обь. На поиски этого пути английский король Эдуард VI отправил три корабля. Разлучённые бурей, два корабля из них зазимовали у берегов Русской Лапландии, в устье реки Варзина, где их экипажи позже погибли.
Корабль, которым командовал Ричард Ченслер, по счастливому стечению обстоятельств попал в Белое море, вошёл в Двинский залив и бросил якорь у Летнего берега, простирающегося от устья Северной Двины до мыса Ухтнаволок. На санскрите, «ухта» означает «песня». Вдоль берега в южной части расположен ряд островов, наиболее крупным из которых, является Ягры, где располагался Николо-Карельский монастырь с его удобной бухтой. Англичане назвали его «Порт Святого Николая». На несколько десятилетий он станет единственным морским портом Русского государства, в который станут заходить суда разных стран.
От местных жителей англичане узнали, что эта местность является не Индией, а Россией. От Летнего берега они отправились к острову Ягры и пристали к берегу в бухте св. Николая, недалеко от Николо-Корельского монастыря, где впоследствии был основан город Северодвинск. Одна из улиц города на севере острова Ягры сегодня носит имя Ричарда Ченслера. На набережной имени Александра Зрячева на острове Ягры установлен памятный знак капитану Ричарду Ченслеру.
В 3,5 км. на север от памятного знака на месте высадки Ричарда Ченслера, также на берегу Белого моря, расположено кладбище (мемориал) военных моряков и памятный знак в честь мужества моряков-подводников, погибших 12 августа 2000 года при исполнении воинского долга на подводной лодке «Курск». Курская Коренная икона Божией Матери, которая сегодня находится в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви заграницей в Нью-Йорке (США), была взята в Москву в 1597 году, по повелению царя Феодора – сына Ивана Грозного.
Вскоре появления Ричарда Ченслера в России, Иван Грозный пригласил его в Москву для переговоров. Вскоре в Лондоне открыли «Московскую компанию», которая получила от русского царя разрешение на монопольную торговлю. О Москве Ричард Ченслор писал: «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями».
Известно, что в XVI веке Ричард Ченслер останавливался в Николо-Корельском монастыре. В последующих XVII и XVIII веках монастырь становился местом заключения опальных или неугодных деятелей. Сюда в заключение отправлялись противники реформы Никона, в числе которых были монах Герасим Фирсов и старец Ион – будущие идеологи Соловецкого восстания или Соловецкого сидения. Это было вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 года церковным реформам патриарха Никона. Монастырь был важным и хорошо укреплённым военным форпостом для борьбы с шведской экспансией. Монахи владели воинскими навыками, имели съестные припасы на случай неожиданной шведской блокады и поддерживались поморами. Правительственные войска смогли занять монастырь только после предательства чернца Феоктиста, который можно проникнуть в монастырь через тайный ход в сушило у Белой башни. Одним из самых знаменитых узников Николо-Корельского монастыря был Митрополит Ростовский Арсений Мацеевич (1697 – 1772). В 2000 году он был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
В 90-е годы в лоно Церкви вернули Никольский собор, расположенный на территории «Севмаша», основанного на месте бывшего Николо-Корельского монастыря, национализированного в 1920 году на основании Декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства. Тогдашний директор предприятия Николай Калистратов распорядился отремонтировать собор. 1 мая 1998 года здесь впервые после долгого перерыва зазвучала молитва. Появился приход из рабочих завода. В шутку они называют себя заводскими монахами, т.к. это самый закрытый храм России в силу режимности «Севмаша».
22 августа 2009 года, впервые за всю более чем 600-летнюю историю, монастырь посетило высшее духовное лицо страны. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Никольском соборе.
Как сказано выше, в начале XV века устроила монастырь новгородская боярыня Марфа Борецкая. Патриарх гиперборейских стран – титул (на греческом), который в конце XVI века Русской Церкви и Московскому архиепископу, митрополиту был присвоен высокий титул Патриарха.