Содержание:
Талант Антокольского проявлялся с детства. О нём узнала известная покровительница искусств — жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова. Благодаря её ходатайству, будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Марку Антокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс.
Отец Назимова служил прокурором Псковского земского суда, а мать приходилась тёткой адмиралу Е.В. Путятину. Будучи главой Московского учебного округа, Владимир Назимов смог привлечь к Московскому университету благоволение Императора Николая I. Это старейший из университетов Российской империи, учреждённый указом императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I). Его создание стало возможным благодаря сотрудничеству М.В. Ломоносова с И.И. Шуваловым — просвещённым вельможей и фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Его историческое здание расположено напротив Кремля, а главное – сталинская высотка на Воробьёвых горах. После революции 1917 года Императорский Московский университет был переименован в Московский государственный университет им М.В. Ломоносова. Первый русский академик родился на Северной Двине, недалеко от Архангельска. С этим местом имеет особые связи духовные наследие древней Индии.
Родовая фамилия Марка Антокольского происходит от названия пригорода Антоколь — ныне один из районов Вильнюса, где жила его семья. Марк Антокольский и Феликс Дзержинский родились в одной Виленской губернии, центром которой был Вильна (Вильнюс). На гербе этого города изображен святой Христофор (греч. Носитель Христа). Согласно легенде, именно святой Христофор перенес Младенца Христа через реку, не зная, кем Он был на самом деле. Через образы этого святого, покровителя путешественников, Иван Грозный оставил потомкам знаки.
Первой большой работой Марка Антокольского стала статуя «Царь Иоанн Грозный» (1870 год), ставшая самой знаменитой в русском искусстве и самой знаковой в коллекции Третьяковской галереи. За неё Совет Императорской Академии художеств присвоил студенту Марку Антокольскому высшую награду — звание академика.
Президент Императорской Академии художеств, дочь российского императора Николая I и сестра Александра II — великая княгиня Мария Николаевна пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника своему царствующему брату Александру II. Статуя произвела на императора огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму (8 тысяч рублей). Эта работа Антокольского была куплена также в Кенсингтонский музей, став первой скульптурой из России, приобретённой на Западе. Основателем Кенсингтонского музея стал в 1852 году принц-консорт Альберт, супруг английской королевы Виктории. В Музее Виктории и Альберта хранится более двух миллионов экспонатов за 5000 лет развития различных родов и видов искусства разных народов планеты с древнейших времён и до наших дней. Викторианская эпоха стала периодом промышленного, культурного, политического, научного и военного развития Великобритании и временем наибольшего расцвета Британской империи.
Возле Императорской Академии художеств не случайно появились знаменитые древнеегипетские сфинксы времён Аменхотепа III, украшающие гранитную пристань перед фасадом Академии и ставшие один из символов Санкт-Петербурга, основанном первым русским императором на Нильском меридиане, так же и знаменитые пирамиды Гизы в Египте, Александрия Египетская (основанная Александром Македонским), Константинополь (основанный Константином Великом, сделавшим христианство государственной религией Римской империи).
Эта пристань занимает видное место среди работ Константина Тона — архитектора Храма Христа Спасителя, главный купол которого украшает надпись, славящая Элохим, чья история тесно связана с древнейшими цивилизациями Шумера и Египта.
Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, многие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остаётся фигурой во многом загадочной и противоречивой для историков. Чтобы его понять и оценить масштаб личности, необходим более глубокий и отчасти трансцендентный взгляд.
Друнвало Мельхиседек в своей книге «Древняя тайна Цветка Жизни» рассказывает интересную историю, связанную с Аменхотепом III и его приемниками. Они поменяли вектор развития древнеегипетской цивилизации.
К 1500 году до нашей эры в Египте процветало многобожие, шла ожесточённая религиозная борьба между представителями разных культов. Это создавало серьёзную угрозу для заданного вектора развития духовной эволюции человечества. Вознесённые Учителя решили, что человек, наделённый Сознанием Христа, должен стать правителем Египта. Они напрямую вышли на правителя Египта Аменхотепа II и попросили его об одолжении. Следующим правителем Египта должен был стать человек от Вознесённых Учителей, с Сознанием Христа в Физическом Теле. Аменхотеп II согласился на эту просьбу, которую ему озвучил явившейся во всем своём божественном обличье Тот.
Вознесённые Учителя обратились к Ае и Тайе (наакалы, безсмертные), чтобы они родили ребёнка. Они согласились. Этого ребёнка они отдали Аменхотепу II, чтобы он стал следующим правителем Египта. История знает его под именем Аменхотеп III. Он женился, чтобы произвести на свет нужного ребёнка. Аменхотеп III стал отцом будущего фараона-реформатора Аменхотеп IV, вошедшего в мировую историю как Эхнатон. Тем временем Ай и Тайя, выждав, родили девочку, которую назвали Нефертити («Прекрасная пришла»). Нефертити росла вместе с Эхнатоном, а затем они поженились.
Эхнатон и его отец построили новую столицу Египта в его географическом центре. Он получил название Ахет-Атон («Горизонт Атона», «Небосклон Атона»), ныне – это Тель-эль-Амарна. В 1351 году до нашей эры Эхнатон стал фараоном. До него в Египте не было фараонов, там были только цари. Слово «фараон» означает «тот, каким ты станешь». Оно отражает и Сознание Христа, которым обладал Эхнатон, к пробуждению которого идёт из Материи каждый человек, воплощающийся на этой планете.
Эхнатон создал Школу мистерий, в которой обучали Вознесению (методу сознательного перехода из одного мира в другой, взяв с собой свое тело) и Безсмертию (умению осознанно осуществлять переходы между мирами). Она объединила в себе школу мистерий «Левого глаза Гора» (женский аспект) и школу мистерий «Правого глаза Гора» (мужской аспект). Эхнатон привёл к безсмертию около 300 человек, большинство из которых были женщинами. Более древней такой школой была Мистическая Школа Наакал в Атлантиде и Лемурии, которую основали вышеуказанные Ай и Тайя. После затопления Лемурии и поднятия Атлантиды, порядка тысячи мастеров Наакальской Школы Мистерий Лемурии перебрались на один из десяти островов Атлантиды под название Ундал.
Примечательно, что Ундол – название имения великого русского генералиссимуса Александра Васильевича Суворова во Владимирской губернии на окраине нынешнего города Лакинск. В Ундоле Суворов завершил свой известный труд «Наука побеждать». Именно Владимир (досл. «Владеющий миром) передал Москве столичные функции. Прадед великого русского поэта А.С. Пушкина — Абрам Петрович Ганнибал, крестник Петра I, убедил отца Суворова отдать сына (не отличавшегося крепким здоровьем) на военную службу, о которой мальчик мечтал. Петр I крестил Абрама Петровича в Вильнюсе, на гербе которого изображен святой Христофор. Первый русский император Петр I перенёс столицу из Москвы на берега Невы, на которой стоят позже появились древнеегипетские сфинксы и Императорская Академия художеств.
Таганрогский Памятник Петру I является последним сохранившимся «авторским» бронзовым монументом Марка Антокольского, то есть монументом, отлитым под личным руководством автора. Родившийся в Таганроге Чехов уговорил скульптора создать этот монумент, лично внёс пожертвование, а также привлекал к сбору средств на памятник деятельных уроженцев Таганрога.
Таганрог последним пристанищем российского императора Александра I – победителя Наполеона, крёстного отца английской королевы Виктории, в честь которого она получила своё отчество. Пасынок Наполеона, младший сын Евгения Богарне, внук французской императрицы Жозефины – герцог Максимилиан Лейхтенбергский стал избранником и мужем вышеуказанной великой княгини Марии Николаевны. Брак был по любви, она познакомилась со своим будущем мужем летом 1837 года, во время своего пребывания с родителями в Баварии. В сентябре принц был приглашён в Херсон на кавалерийские манёвры. В 1838 году он вновь приехал в Санкт-Петербург, где в октябре в Царском Селе был помолвлен с великой княжной Марией Николаевной, а в следующем месяце состоялось их торжественное обручение в церкви Эрмитажа. Среди свадебных подарков императора Николая I дочери было имение Сергиевка в Петергофе, где супруги возвели великолепный дворец. Поддержка Марии Николаевны с «Царём Иоанном Грозным» во многом помогла стремительному открытию таланта Марка Антокольского.
Созданный Антакольским в Таганроге памятник Петру I считается одним из лучших в России. Он был установлен посреди проезжей части улицы Петровской в 1903 году, а через 11 лет уменьшенная копия памятника была установлена и официально открыта в Петровском парке Архангельска, именно этот памятник изображён на банкнотах Банка России. На постаменте указана дата 1911, она имеет отношение не к году установки памятника, а ко времени проведения конкурса.
Среди городов, с которыми побратим Архангельск, есть норвежский город Вардё, стоящий на знаменитом Нильском меридиане, являющийся его своеобразным северным завершением в части городов, расположенный на нём, начиная с Йоханнесбурга в Южной Африке. Вардё расположен на севере Варяжского залива на острове, очертаниями напоминающем бабочку. Над узким перешейком доминирует здание ратуши с пирамидальной крышей. Ежегодно в июле в Вардё проводится Поморский фестиваль, посвящённой экономическому и культурному сотрудничеству России и Норвегии. Более двух веков столицей России был Санкт-Петербург, основанный Петром I на вышеуказанном Нильском или Пулковском меридиане.
Первым городом, с которым Архангельск установил побратимые отношения стал американский Портленд, тесно связанный с общей древней историей нынешних России и США.
Другим побратимым городом Архангельска является Сухум – столица Абхазии. На этой земле ушёл из этой жизни Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, почитаемый как один из трёх Вселенских святителей и учителей. Святитель был похоронен в селе Коман в Абхазии, на территории нынешнего монастыря, носящего его имя. В 438 году мощи Иоанна Златоуста были перенесены в Константинополь, стоящий на Нильском меридиане.
Архангельск побратим с Нарьян-Маром — наследником первого русского города в Арктике. От Пустозерска, первого русского форпоста за Полярным кругом, город унаследовал богатую историю и памятники деревянного зодчества. Также Архангельск побратим с городами Ашдод (Израиль), Джермук (Армения) и др.
Архангельск (город Архангела Михаила) был основан по указу Ивана Грозного как слобода Михайло-Архангельского монастыря, существовавшему в устье Северной Двины и давшему имя Архангельску. Монастырь находился на мысе Пур-Наволок в 30 км. от впадения Северной Двины в Белое море. Примечательно, что с другого Михайло-Архангельского монастыря, в истоке Северной Двины, начинался Устюг, которому Иван Грозный дал титул Великого города. Возле Михайло-Архангельского монастыря ушёл из этой жизни небесный покоритель Великого Устюга, предок рода Романовых — Прокопий Праведный, родственницей которого была первая жена Ивана Грозного. В 1583 года Иван Грозный направил на Двину грамоту, в которой указал поставить город согласно чертежу двинских воевод. Воеводы Петр Афанасьевич Нащокин и Алексей Никифорович Волохов по прозвищу Залешанин в течение года построили вокруг монастыря деревянную крепость, названную Новые Холмогоры, которая и дала начало Архангельску. Новый город был единственным в то время морским портом России.
Нащокины — русский древний дворянский род, из Тверских бояр. Тверь – родина Афанасия Никитина – первого европейца, достигшего берегов Индии – родины предков цыган.
Имя Павла Воиновича Нащокина (1801 — 1854) лучше всего известно пушкинистам. Он был ближайшим другом Пушкина. Они в юности познакомились в Царскосельском лицее. Павел Нащокин имел двух детей от цыганской певицы московского хора Ильи Соколова Ольги Солдатовой (дочь знаменитой певицы Стеши Солдатовой). Крёстным отцом дочери Нащокина стал Пушкин, написавший поэму «Цыганы», признанную одним из лучших произведений о цыганах.
Павел Воинович Нащокин происходил из той ветви старинного рода Нащокиных, которой принадлежало костромское имение Шишкино. Его отец (Воин Васильевич) и дед (Василий Александрович) были генералами. Отец был крестником императрицы Елизаветы Петровны (дочери Петра I) и императора Петра III.
Лучшей цыганской актрисой является Ляля Чёрная, которая по отцовской линии происходила из древнего русского рода Киселёвых. Первое письменное упоминание о нём относится к Великому Устюгу, где их родоначальник служил воеводой. Титул «Великого» Устюгу дал Иван Грозный, по указу которого был основан Архангельск. Устюг стоит в месте, где начинается Северная Двина, Архангельск – в устье это красивой северной реки.
По семейному преданию, родоначальник Нащокиных — выходец из Италии, князь и владетель Дукс Величка, прибывший в Тверь к великому князю Александру Михайловичу Тверскому – сыну двух русских святых — Михаила Тверского и Анны Кашинской. Его сын, тверской боярин Дмитрий Дмитриевич, был ранен саблей по щеке в бою тверичан с ханским послом Щелканом (1327), вследствие чего и получил прозвище «Нащока». По смерти великого князя Александра Михайловича и по кончине своего отца, Дмитрий Нащока переехал из Твери в Москву, и служил великому князю Симеону Гордому, за невестой которого в Тверь ездил Андрей Кобыла – сын Прокопия Праведного, устюжского чудотворца, небесного покровителя Великого Устюга, предок рода Романовых.
Евангелист Марк, один из четверых евангелистов, основал в Египте Александрийскую церковь – одну из древнейших, стал первым епископом в Александрии, стоящей на Нильском меридиане, как Санкт-Петербург и Стамбул (Константинополь). В 310 году над мощами святого апостола Марка в Александрии была построена церковь.
В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-мусульман мощи Марка перенесли в Венецию – уникальный город в Италии, расположенный на 118 островах. Мощи покоятся в Соборе Святого Марка – кафедральном соборе Венеции, построенном в 829-832 годах. Святой Марк стал небесным покровителем города, а его крылатый лев — символом Венеции — королевы Адриатики, на одном из островов которой, в городе Раб (Хорватия), в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины хранится позолоченный реликварий с головой святого Христофора.
Форма Собора Святого Марка является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Венецианская республика многое приняла от Византии, была тесно с ней связана на заре своей государственности. Львиной долей своих богатств собор обязан захвату и разграблению Константинополя в 1204 году во время IV крестового похода, в котором венецианцы приняли активное участие.
Собор Святого Марка уникален тем, что представляет собой редчайший пример высшего художественного воплощения византийской архитектуры в Западной Европе. В нём органично соединились элементы различных архитектурных стилей Западной Европы, влияние восточного, сирийского и византийского искусства. Невооружённым взглядом видно, что в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Собор увенчан пятью куполами в виде фонариков с позолоченными крестами, фасад имеет огромные ниши и полуоткрытые арки. В 1987 году собор был внесен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Святого Марка построен по образцу храма Святых Апостолов в Константинополе, который более тысячи лет был экономической и культурной столицей тогдашнего мира. В 1470 году на месте храма Святых Апостолов была построена мечеть Фатих или Завоевателя — одна из грандиозных мечетей современного Стамбула. Здесь в мавзолее покоится османский султан, завоеватель Константинополя — Мехмед II, приказавший построить эту мечеть. Его гробница является одной из самых важных городских святынь. Мечеть Фатих стала первым крупным зданием, выполненным в Османской имперской архитектурной традиции (в ней видно подражание собору Святой Софии). Её архитектор – Синан был армянином (христианином), принявшим ислам.
Наряду с Римом, Венеция была одним их трёх крупнейших центров паломничества Средневековья. Сегодня город святого Марка побратим с Баку, Сараево, Санкт-Петербургом и Стамбул (стоящими на Нильском меридиане), Ереваном, Одессой и др.
Как сказано выше, фамилия Марка Антокольского происходит от названия района нынешнего Вильнюса, где жила его семья. Покровителем этого города является святой Христофор, изображённый на его гербе. Примечательно, что покровитель моряков и путешественников святой Христофор находится внутри и снаружи собора святого Марка в Венеции. На его фасаде, направленном к морю, расположен рельеф святого Христофора, а внутри в арке у куполов Иосифа – мозаика.
Иосиф — сын библейского праотца Иакова, третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака), родоначальник 12 колен Израилевых. После схватки с ангелом Иосиф получил от Бога имя Израиль. С этого момента потомки Иакова часто назывались израильтянами. Скончался Иаков в Египте, в котором от его сыновей произошло 12 колен еврейского народа — колен Израилевых. Иосиф стал визирем Египта и скончался в возрасте 110 лет. Египтяне забальзамировали его тело и положили в ковчег в Египте. Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля. Символично, что в Соборе святого Марка купол Моисея расположен рядом с куполами Иосифа, первый из которых венчает Цветок Жизни, а в его основании — вышеуказанной святой Христофор, культ которого корнями уходит в Египет и на звезду Сириус, которую древние египтяне обожествляли.
Иосиф оказался в Египте из-за предательства своих братьев, которых потом простил. Семнадцатилетний Иосиф пас скот вместе со своими братьями. Старшие братья увидели, что их отец Иаков любит Иосифа больше всех остальных, возненавидели и решили погубить. Избив и бросив в ров, они продали его за 20 сребреников по совету Иуды проходящему каравану купцов, двигавшихся в Египет. Именно Иуда предложил продать своего возлюбленного отцом и Богом брата Иосифа, а не убивать, как хотели другие браться. Сработал план Иуды — купцы продали Иосифа египтянам. Обладавший даром толкования снов, Иосиф был замечен фараоном и получил высокий государственный пост. Женой Иуды была ханаанейка, дочь Шуя, которая дала ему трёх сыновей.
Иуде было суждено сыграть одну из важнейших ролей в последующей истории еврейского народа, так как он стал родоначальником знаменитого колена Иудина, из которого произошёл царь Давид (основатель царской династии) и Иисус Христос. Из этого же колена Иуды происходил Иосиф Обручник — обручённый муж Пресвятой Богородицы, матери Иисуса Христа. По имени Иуды впоследствии было названо одно из двух иудейских государств (Южное царство) — Иудейское царство со столицей в Иерусалиме, на гербе которого изображен Лев Иуды. Иудейское царство возникло после смерти царя Соломона (932—928 до н.э.), просуществовало свыше 300 лет и было уничтожено Вавилоном в 586 году до нашей эры. Его восстановил персидский царь Кир Великий, покоривший Вавилон. Первым царём Южного царства был сын Соломона. Северное царство, которое получило название Израиль со столицей сначала в Тирце, затем в Самарии, просуществовало свыше 200 лет и было уничтожено Ассирией в 721 году до нашей эры. Первым его царём стал правитель, оппозиционный режиму Соломона — сыну царя Давида и его жены Вирсавии, родом из хеттов. Северное царство образовали Десять колен (племен), названных позднее «потерянными».
Колено Иуды стало наиболее могущественным среди древнеизраильских родов. От имени Иуды происходят и названия еврейского народа на иврите и других языках (иудеи), а также еврейская религия Иудаизм. Израильское колено Иуды имеет своим символом льва. В христианской традиции зачастую лев является одним из символов Христа. В христианской Эфиопии Лев Иуды был одним из священных символов могущества императорской власти. Иуда — имя человека, который поцеловал Иисуса. Считается, что герб города Львова «родился» в Баварии.
Марк, символом которого стал крылатый лев, был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолу Варнаве он приходился родственником — племянником или двоюродным братом. Считается, что Евангелие от Марка написано в Риме в 62-63 годах и является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра.
Марк родился в городе Кирена — главном городе древней Ливии, государства в Северной Африке. Матери апостола Марка принадлежал дом в Иерусалиме, где собирались первые христиане. Он примыкал к Гефсиманскому саду, являющегося местом моления Иисуса Христа перед арестом. Здесь в Гефсимании, недалеко от гробницы Богородицы, в 1888 году была построена русская православная церковь Святой Марии Магдалины в память супруги Александра II. С 1921 года в церкви хранятся мощи великой княгини Елизаветы Федоровны – великой княгини царствующего дома Романовых, внучки английской королевы Виктории. В склепе под храмом похоронена принцесса Алиса Баттенберг, мать принца Филиппа, мужа королевы Елизаветы II, старшей дочери герцога и герцогини Йоркских. Вначале родители её хотели назвать Викторией в честь прапрабабушки, но передумали. Бабушкой принца Филиппа была супруга Георга I великая княжна Ольга Константиновна Романова, внучка императора Николая I. Младшая сестра Елизаветы Федоровны была супругой российского императора Николая II.
История образа крылатого льва — символа евангелиста Марка — уходит корнями в искусство Древнего Ближнего Востока, ко временам Шумера, одним из богов которого был Мардук. Мордух – имя, которое получил при рождении Марк Антакольский, которого без преувеличения называют самым известным и популярным скульптором России.
В 1914 году в кругах аристократии активно обсуждался грядущий брак младшей дочери Марка Антокольского с графом Сфорца. Считается, что работавшие над Московским Кремлём миланские архитекторы взяли за образец облика (форма башен и корона венчающих стены зубцов) расположенный в их родном городе Замок Сфорца.
В «Евангельском эзотеризме» Елена Петровна Блаватская писала: «В то время как Скорпион был символом испытуемого и мучимого посвященного, Лев же — символом полного славы торжества истины». Львиная шкура была не только знаком царской власти, но и знаком посвященных в мистерии. Во многих египетских мистериях, а также в зороастризме, Лев изображается крылатым. В этом просматривается намёк на опыт общения и знания, которые предки этих древних цивилизаций получили от паскатов. Копии загадочных львов храма Покрова на Нерли украшают фасад Казанского вокзала, который выдающийся архитектор Алексей Щусев, чьи предки были с Харьковщины, связал с Часовой башней Святого Марка в Венеции.
Часовая башня Святого Марка была построена рядом с его собором в период с 1496 по 1497 год — архитектурный памятник раннего итальянского Возрождения и одна из самых известных достопримечательностей Венеции. Она была процитирована Алексеем Щусевым, создавшим колоритный Казанский вокзал на Комсомольской площади в Москве.
Комсомольская площадь – одна из самых знаменитых в Москве, в ней отразилась история России. Хотя Комсомольская площадь и меньше Красной, но стоит на втором месте, после неë по фундаментальности. Здесь огромное количество шедевров архитектуры разных стилей. Выдающиеся архитекторы России формировали её облик.
Константин Тон (1794 — 1881) – автор Ленинградского (Николаевского) вокзала, старейшего в Москве (1845 — 1852). Он соединяет две столицы. По проекту Тона был построен Храм Христа Спасителя (1837 — 1860), Большой Кремлёвский дворец (1839 — 1849), гранитная пристань перед фасадом Императорской Академии художеств (1833 — 1834), ректором которой он заслуженно стал в 1854 году. Константин Тон создал «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I, именем которого был назван Николаевский вокзал.
Фёдор Шехтель (1859 — 1926) — прославленный русский зодчий — построил Ярославский вокзал, здание которого считается одним из его выдающихся творений. Он сумел совместить элементы древнерусского зодчества с декором в стиле модерн. Внешнее убранство вокзала связывает его с древним искусством Ярославской и Архангельской губерний, а также с мотивами Русского Севера. Вокзал занимает первое место по объёму пассажиропотока в стране и служит отправной точкой Транссибирской магистрали — самой длинной железной дорогой на планете. Её протяженность — 9288,2 км. Начальный пункт Транссиба – Ярославский вокзал Москвы, а конечный – вокзал Владивостока. Шехтель строил Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и т.д. По просьбе дяди А.П. Чехова Шехтель выполнил проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. Интерьер храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (1897) стал безусловным шедевром Шехтеля является единственным сохранившимся в первозданном виде церковным интерьером, спроектированным зодчим. В 1924 году в связи со смертью Ленина составил конкурсный проект Мавзолея, который имел вид египетской пирамиды. Однако, победил Алексей Щусев, который взял за основу образцы пирамид древней Мексики.
Алексей Щусев (1873 — 1949) — действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик архитектуры (1910), творения которого во многом определили облик Московской архитектуры в начале XX века.
Щусев победил в 1911 году в конкурсе и стал главным архитектором комплекса зданий Казанского вокзала. В нём принимал участие и вышеуказанный Фёдор Шехтель — автор Ярославского вокзала. Есть мнение, что большую роль в победе Щусева сыграл председатель правления железной дороги Н. К. фон Мекк. Его родственник был секретарем великой княгини Елизаветы Федоровны, для которой Щусев построил Покровский собор Марфо-Мариинской обители.
Строительство Казанского вокзала началось в 1913 году и длилось почти 30 лет. В самом начале оно затмило размахом все остальные стройки московских вокзалов. Были отпущены значительные средства, и были призваны лучшие архитекторы, инженеры и художники России. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Зинаида Серебрякова. Это не случайно. Много интересного хранит древняя история Казани.
Щусев положил в основу башни Казанского вокзала башню Сююмбике Казанского кремля и Боровицкую башню Московского Кремля, построенную в 1490 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари, прибывшим из Милана в Москву по приглашению деда Ивана IV Грозного — Ивана III, который после взятия Казани в 1487 году принял титул князя Булгарского (позднее в титуле русских царей — Государя Булгарии), имея в виду ту древнюю территорию Волжско-Камской Булгарии, которую позднее заняло Казанское ханство. Известно, что Казань стала столицей Казанского ханства, т.к. Болгар (Булгар) – прежняя столица Волжской Булгарии и Золотой Орды, был разрушен Самаркандским правителем Тимуром, имевшим символ Шамбалы на своей печати. В 1551 году правительница Казанского ханства Сююмбике была выдана мурзами русскому царю Ивану Грозному, вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной.
Хронологически, Боровицкие ворота являются одной из самых первых построек Москвы, они существовали ещё в деревянной крепости Дмитрия Донского. В XXI веке из всех Кремлёвских ворот только Боровицкие остались проездными — ими пользуется кортеж президента России.
Башню Казанского вокзала венчает шпиль с драконом Зилантом, который был изображён на древнем гербе Казани. На фасаде здания Казанского вокзала установлены часы со знаками зодиака на циферблате, работы часового мастера Пушкарева. Часовая башня Казанского вокзала цитирует образ часовой башни Собора святого Марка в Венеции. Есть свои особенности. Колокол Часовой башни Казанского вокзала венчает серп и молот (аллегория союза двух начал — Солнца и Луны), с колосом посередине, а Венецианский — крест и две большие бронзовые скульптуры, называемых маврами, бьющие в этот колокол. Одна из них изображает старого человека, другая — молодого, дабы показать течение времени.