Абрамцево
Содержание:
Название Абрамцево образовано от календарного личного имени Абрам (Авраам). В исторических документах название села известно с XVI века. Тогда оно указывалось как деревня Обрамова, позже название трансформировалось в Обрамково. В XVIII веке на межевых планах встречаются названия сельцо Аврамова и Абрамково, а современное название Абрамцево устоялось в XIX веке, в котором оно стало одним центров русской культуры.
В свете уникального культурного значения Абрамцево примечательно, что Абрам – русифицированное имя Ибрагима Ганнибала – прадеда великого русского поэта, основателя русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
В целом, для России имя Абрам (Авраам) совсем не распространённое и не часто встречающееся в русской топонимике. Возможно, в названии Абрамцево есть указания для пытливых исследователей многомерности. Абрам — усечённая форма древнееврейского (ветхозаветного) имени Авраам. Как известно, шумер Абрам (Аврам) стал Авраамом — ветхозаветным пророком, праотцом еврейского народа, родоначальником двенадцати колен Израиля. Иудеи, христиане и мусульмане считают его первым, кто стал поклоняться истинному единому Богу.
Информация о земных воплощениях Учителя Эль Мории изложена в трудах Елены Блаватской, книгах Учения Живой Этики, в книгах и письмах Елены Рерих, в книгах Марка и Элизабет Профет и в других: патриарх Авраам (ок. 2000 г. до н. э.), король Англии Артур (VI век), великий русский святой Сергий Радонежский (XIV век), индийский император-реформатор Акбар Великий (XVI век) — прямой потомок Тамерлана. Последним земным воплощением Владыки Эль-Мории считается Ранбир Сингх – махараджа Кашмира, раджпутский князь в индийском сословии воинов и правителей, оставивший этот мир в 1885 году. Жизнь Махатмы Эль-Мории примечательна его подвижнической работой по объединению древних духовных истин Востока с традициями Запада.
В переводе с санскрита, сингх означает «лев». Популярная индийская сикхская фамилия. Женщины-сикхи вместо фамилии Сингх носят фамилию Каур, т.е. «львица». Сикхизм возник в начале 16-го века в Пенджабе («Пятиречье»). Столицу штата — город Чандигарх (имеющий древние связи с Россией) проектировал приглашённый из Европы архитектор Ле Корбюзье, памятник которому стоит в центре Москвы. Браджеш Сингх был мужем Светланы Аллилуевой, дочери Сталина – современника Махатмы Ганди. Лев евангелиста Марка является символом Венеции и одним из элементов флага итальянского флота. «Марк» — псевдоним Вильяма Фишера больше известного как Абель. Это имя и европейская фамилия восходит к Авелю — персонажу Ветхого Завета, второму сыну Адама и Евы.
Мощи родителей Сергия Радонежского покоятся в Хотьково, частью которого является Абрамцево. Хотьково – старинный центр народных художественных промыслов и творчества, входящий в Сергиево-Посадский городской округ.
Расцвет Абрамцево связан с именами Сергея Аксакова и Саввы Мамонтова. Аксаков – признанный классик русского языка и литературы. Мамонтов – один из самых видных русских предпринимателей и меценатов, внесший неоценимый вклад в экономическое и культурное развитие России.
Символично, что именно Абрамцево стало крупнейшим центром русской культуры в XIX – XX веках. Кто-то это готовил и помогал. России суждено стать духовным лидером в наступающую эпоху Водолея, вести к Свету и познанию. Через Эль Морию можно понять многомерную историю и значение Абрамцево. Невидимая связь протягивается от этого особого места к вышеуказанным воплощениям Учителя — виднейшим людям, внесшим огромный вклад в развитие человеческой цивилизации – праотец Авраам, игумен земли русской Сергий Радонежский, Акбар Великий и др.
До 16 лет Владимир Ульянов (Ленин), изменивший ход развития человеческой цивилизации в ХХ веке, будучи крещёным, вместе с родителями принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского, который, согласно Блаватской и другим вышеуказанным источникам, был воплощением Эль Мории, так же как и Авраам, с именем которого связано название Абрамцево – один из важнейших центров русской культуры.
Не случайно, Абрамцево было одним из излюбленных мест русского художника и лауреат Сталинской премии первой степени Михаила Нестерова, писавшему здесь свою знаменитую и, по его собственной оценке, лучшую картину «Видение отроку Варфоломею» на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. С самого детства образ Сергия Радонежского был очень близок и дорог художнику. Этот святой был для него воплощением нравственного идеала. Нестеров родился в Уфе, как и знаменитый писатель и философ Сергей Тимофеевич Аксаков, который превратил Абрамцево местом притяжения лучших представителей русской культуры, а Савва Иванович Мамонтов продолжил его дело.
Абрамцево дважды на протяжении XIX века становилось важным центром русской культурной жизни, первый раз – при Сергее Аксакове, второй раз – при Савве Мамонтове, который купил усадьбу через 11 лет после ухода из жизни Аксакова. Аксаковский период владения усадьбой Абрамцево часто называют «литературным», мамонтовский — «художественным». К Аксакову приезжали самые видные представители русской литературы того времени, позже к Мамонтову – самые известным художники и скульпторы.
Сергей Аксаков
Сергей Тимофеевич Аксаков — современник великих русских поэтов и писателей, которых знает весь мир. Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Толстой, Тютчев. В гостях у Аксакова были и подолгу жили писатели Гоголь, Тургенев, поэт и дипломат Тютчев, с которым он породнился. Фёдор Иванович Тютчев – автор легендарных строк «Умом Россию не понять…». Дочь Тютчева Анна вышла замуж за сына Аксакова Ивана – известного русского публициста, поэта, одного из лидеров славянофильского движения. Литературно-мемориальный музей Фёдора Ивановича Тютчева был создан его потомками в родовой усадьбе в деревне Мураново, расположенной в 7 км. от усадьбы Абрамцево. Сегодня Мураново входит в состав городского поселения Ашукино Пушкинского района Московской области.
В нынешнем Пушкино граф Орлов разместил первый цыганский хор, который он привез из Валахии. На сюжет пушкинской романтической поэмы «Цыганы» Сергей Рахманинов написал в 1892 году свою первую оперу «Алеко». Предки цыган были из Индии.
Сергей Тимофеевич Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Неподражаемый рассказчик разных историй. Он владел богатством народного слова и его книги обогатили русскую литературную словесность. Семья Сергея Тимофеевича владела Абрамцево более четверти века. Здесь он написал «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника» и всем известную сказку «Аленький цветочек» для своей любимой самарской внучки Ольги – дочери его сына Григория, занимавшего пост Самарского губернатора.
Сказка ключницы Пелагеи «Аленький цветочек», которую Сергей Тимофеевич Аксаков называл «Оленькиным цветочком» была изложена исключительно для любимицы. Первая внучка – дорогой подарок судьбы для стареющего классика русского языка и литературы, получившего в своё время благословение, как и Пушкин, от самого Державина. Отец и мать Ольги венчались в Спасо-Вознесенском соборе Симбирска (Ульяновска), служившим символом города.
После рождения внучки Сергей Тимофеевич уверенной рукой озаглавил рукопись автобиографической повести, замысел которой вынашивал несколько лет – «Дедушкины рассказы». Свою первую свою книгу «Заметки об ужении рыбы» Сергей Аксаков выпустил в возрасте 56 лет, что было уникальным случаем в русской литературе. По этой книге многие учились рыболовству. Любовь к природе Аксаков получил от отца.
Григорий Сергеевич Аксаков провёл в Самару телеграф, давший сообщение со всей Россией. Он принял активное участие в постройке в Самаре кафедрального собора во имя Христа Спасителя. Благодаря ему появилась больница, посвящая имя Пирогова. Примечательна связь великого русского хирурга с самаркандским правителем Тамерланом. В 1391 году войска Тамерлана (Тот, Кто знает Мерлина) разбили на реке Кондурча (которую описывал Сергей Тимофеевич Аксаков), под Самарой, войско золотоордынского хана Тохтамыша. В конченом итоге, она эта грандиозная битва способствовала освобождению Руси от ига и появлению могучей Российской империи, а позже – СССР. В 1871 году Самару посетил император Александр II, который остался очень доволен положением дел в городе и удостоил Аксакова своего Высочайшего благоволения. В 1873 году Аксаков получил звание почётного гражданина Самары, которой было суждено стать в ХХ веке космической столицей Советского Союза.
Когда Григорий Сергеевич Аксаков умер в 1891 году, люди 18 верст несли его гроб на руках. Самарское дворянство, предводителем которого он был, возложило на его могилу высшую почесть – серебряный венок. Он был похоронен был в родовом имении Страхово, в восточной части Самарской области.
Самару называют основой Аксаковского движения. 11 сентября 2021 года (суббота), в рамках празднования Дня города, в Самаре состоялось открытие бронзового памятника «Аленький цветочек» и сквера Аксаковых, на пересечении улиц Фрунзе и Красноармейская, на месте знаменитого дома, в котором с 1869 по 1872 год проживал губернатор со своей дочерью Ольгой, которую знают и любят ничуть не меньше, чем её знаменитого дедушку. Примечательно, что на этой же Красноармейской улице, недалеко от сквера Аксаковых, расположен другой сквер и памятник – Вильяму Фишеру (Абелю), чья судьба тоже оказалась связанной с Самарой. Красноармейская улица соединяет железнодорожный вокзал Самары с набережной реки Волги и Струковским садом, в котором впервые прозвучал знаменитый вальс «На сопках Манчжурии», посвященный героизму русских солдат.
Железнодорожный вокзал Самары был возведен в 2001 (Двойственность, переходящая в Единство) и является самым высоким вокзальным зданием в Европе. Его высота со шпилем достигает символические 101 метр. Комплекс железнодорожного вокзала занимает площадь 32 тысячи квадратных метров. В 2010 (Двойственность, переходящая в Единство) внутри вокзального комплекса был открыт храм Смоленской иконы Божьей Матери. Планируется совмещение станции метрополитена с современным вокзальным комплексом. Вероятнее всего, выход станции Вокзальная второй линии Самарского метрополитена будет находиться в здании вокзала, аналогично станции Комсомольская в Москве. Адрес самарского железнодорожного вокзала как в Москве — Комсомольская площадь, 1. Не случайно во время Великой Отечественной войны Куйбышев (Самара) был второй столицей Советского Союза. В 220 метрах от сквера Аксаковых, по прямой по улице Фрунзе, расположен бункер Сталина, аналогичный московскому. Рядом с ним – красивый памятник Чапаеву.
Со стороны города, Струковский сад ограничен улицей Куйбышева. Со стороны набережной Волги – улицей Максима Горького, памятник которому стоит в Струковском саду, также как и памятники вальсу, жанровая композиция «Добро и зло», капсула времени и т.д.
В Самаре улица Максима Горького, рожденного на Волге, в Нижнем Новгороде, идёт вдоль её набережной, на которой стоят памятники товарищу Сухову, св. Сергию Радонежскому и др.
Ольга Григорьевна всю жизнь прожила на Самарской земле. Ушла из этой жизни в 1922 году, в бывшем имении Языково в живописном уголке Борского района Самарской области, соседствующее с родительским Страховым, где на берегу Кутулукского водохранилища находилось некогда богатое имение её отца — седьмого самарского губернатора Григория Сергеевича Аксакова – достойного сына великого отца, русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Примечательно, что в 1912 году в главном доме усадьбы Мамонтова на Садово-Спасской, где часто бывали Федор Шаляпин, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Сергей Рахманинов и другие видные деятели русской культуры и искусства, была устроена частная мужская гимназия Страхова, одна из лучших в Москве, воспитанником которой был знаменитый советский авиаконструктор Яковлев. Его отец, закончив московское Александровское коммерческое училище, служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова, чей род происходил из числа смоленских Рюриковичей. Первой женой Александра Сергеевича Яковлева была внучкой кучера великого князя Сергея Александровича – супруга великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Унаследовав от родителей внимательное отношение к народному просвещению и культурному развитию крестьян, в Языково Ольга Григорьевна открыла народный театр и хоровую школу для певчих. Предоставила в своём имении все условия для работы известной просветительнице Валентине Серовой – первой в России женщине – профессиональному композитору, матери художника Валентина Серова. Валентина Серова была знакома с Тургеневым, Полиной Виардо, Львом Толстым, немецкими композиторами Рихардом Вагнером и Ференцом Листом. Долгие годы она поддерживала дружеские отношения с Репиным, Антокольским, Шаляпиным, Мамонтовым.
Языково считалось являлось центром культурной жизни Бузулукского уезда Самарской губернии. Ольга Григорьевна сыграла особую роль в популяризации творчества, жизни и деятельности Аксаковых. Она приняла самое непосредственное участие в создании в Самаре небольшого музея своего деда Сергея Тимофеевича Аксакова — «Аксаковской комнаты» в Доме Дворянства в 1909 году, передав часть переписки и вещей Аксаковых. До 1921 года в Языково хранились архив и библиотека Сергея Тимофеевича Аксакова – певца земли Русской. Именно она бережно собирала, хранила, описывала и систематизировала семейные архивы, письма, рукописи. Кроме документов деда, Ольга Григорьевна Аксакова бережно сохраняла архивы Державиных и Тютчевых.
Село Державино в Бузулукском районе нынешней Оренбургской области, в верховьях реки Кутулук, находится в 22 км. от Языково. Оно было основано в 1756 году матерью поэта и государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина и названо по собственной фамилии владельцев. С постройкой в 1772 году церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери стало называться Державино-Смоленское. В 1848 году близ села Державино был найден клад, в котором сохранилось 4 монеты времён ханов Узбека и его сына Джанибека, при котором Золотая Орда достигла своих максимальных размеров. В 1357 году тяжело заболевшая мать Джанибека – ханша Тайдула вызвала к себе Митрополита Алексия, в надежде излечиться его молитвами. По дороге в Орду Митрополит Алексий предсказал появление Самары.
Гаврила Романович Державин родился в Казанской губернии, недалеко от места слияния великих рек планеты — Волги и Камы. В присутствии Гаврилы Романовича Державина в Царскосельском лицее в 1815 году читал своё стихотворение будущий великий русский поэта Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837). Державин был в восторге и символически благословил молодого поэта.
Гаврил Романович Державин похоронен в Хутынском монастыре возле Великого Новгорода. В этом монастыре принял монашество и встал на путь духовного служения через юродство Прокопий Праведный – предок рода Романовых. Через пять лет после кончины Державина, в его имении Званка недалеко от Хутынского монастыря, была устроена усадебная церковь во имя Обновления Храма Воскресенья Христова, освящённая архимандритом Фотием (Спасским), сыгравшим роковую роль в судьбе дочери графа Алексея Орлова, который в 1774 году привёз в Россию из княжества Валахия (часть Румынии) первый цыганский хор.
Фотий ушёл из этой жизни в 1838 году и был похоронен в Великом Новгороде в Юрьевском монастыре, настоятелем которого являлся. Через 10 лет, в 1848 году в том же склепе подземной церкви Похвалы Богородицы похоронили его духовную дочь Анну Орлову. В 1930-е годы захоронения архимандрита Фотия и Анны Орловой были вскрыты и извлечены из склепа. Верующие перенесли их останки к стоящей рядом с дорогой в Юрьев монастырь церкви Благовещения в Аркажах и захоронили в одну могилу рядом с южной апсидой.
Сергей Тимофеевич Аксаков был секретарём Гавриила Романовича Державина – сенатора и поэта, уроженца Казанской губернии. Аксаков делал для него анализ литературных новинок. Державин предрёк ему большое будущее. Архив Тютчевых достался ей от дяди Ивана Сергеевича Аксакова, женатого на дочери поэта Анне Тютчевой, см. выше.
Тютчев был любимым поэтом Ленина. В 56 км. от родительского имения Ольги Аксаковой, в селе Алакаевка Самарской области расположен музей В.И. Ленина, который является одним из старейших музеев Ленина, открывшихся в период 1923-1933 годов. В советские годы этот музей в Алакаевке посещали десятки тысяч туристов в год.
О происхождении названия Алакаевки нет точных сведений. Известно, что Алака — река на Южном берегу Крыма. Аллаки — культовое место на Урале. В индуизме, Алака – это мифический город в Гималаях и дом Куберы – владыки (бога) богатства. Более того, через Рерихов, владыки Гималаев передали Советскому правительству письмо, в котором назвали Ленина своим братом Махатмой.
Ульянов родился в Симбирске, а Ленин – в Самаре. Так говорили в советское время. В анкетах Ленин писал, что его революционная деятельность началась в Самаре. Ей предшествовало его исключение в 1887 году из Казанского университета через три месяца после поступления, за участие в студенческих беспорядках, в которых он принял активное участие будучи членом нелегального симбирско-самарского землячества. Когда родилась Ольга — любимая внучка Сергея Аксакова, для которой он написал «Оленькин цветочек», её отец был Симбирским губернским прокурором.
Примечательно, что первым казанским студентом называют Сергея Аксакова. Когда в феврале 1805 года первый директор Казанского университета оглашал состав студентов, первым в списке стояло имя 14-летнего Аксакова. Свой литературный путь он начал в Казани. Позже Аксаков напишет, что в Казани он заразился идеализмом, поиском истины и жаждой знаний. Казанский период его жизни сыграл самую большую роль в формировании Аксакова как крупного русского писателя творчество которого занимает особое место в истории отечественной литературы. Мемуары Аксакова — кладезь познания истории и культуры Казани начала XIX века.
Казанский университет (физико-математическое отделение) блестяще окончил отец Ленина — Илья Николаевич Ульянов. Он мог бы стать учёным, но свою жизнь поставил на служение народу. Он открыл в Поволжье 450 народных школ и дослужился до чина действительного статского советника, который в Табели о рангах соответствовал военному чину генерал-майора и давал право на потомственное дворянство.
Отцом Ильи Николаевича был бывший крепостной крестьянин села Андросово в нынешнем Гагинском районе Нижегородской области. После взятия Казани в 1552 году Иван Грозный пожаловал эту местность воеводе Ивану Васильевичу Гагину. До 1779 года Гагино располагалось на территории Арзамасского уезда. 17 июля 1929 года был создан Гагинский район. Основание русской крепости в Арзамасе осуществилось в правление Ивана Грозного в 1552 году и связано с походом на Казань. В 1708 году Арзамасский уезд отнесён к Казанской губернии. В 1713 году Арзамас отошёл к Нижегородской губернии.
В Подмосковном селе Гагино, вотчине Саввы Мамонтова, венчался уроженец Казани Фёдор Шаляпин с итальянской балериной Иолой Торнаги, родившейся в пригороде Милана. Они познакомились в Нижнем Новгороде, в котором пришёл в этот мир друг Шаляпина Максим Горький. Предки Шаляпина были из Вятской губернии, первый монастырь в которой был построен указом Ивана Грозного. Шаляпин оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Он получил известность и признание после исполнения роли Ивана Грозного в «Псковитянке». Исполняя роль Ивана Грозного во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» ушёл из этой жизни один из столпов единственного в мире цыганского театра «Ромэна» Николай Хмелев, тоже уроженец Нижнего Новгорода. В Нижегородском государственном художественном музее хранятся восемь картин Николая Рериха из серии «Майтрейя. Красный всадник». Данные работы были переданы в музей в 1936 году согласно завещанию Максима Горького, который до конца своих дней сохранял очень теплые отношения с родным Нижним Новгородом.
На нижегородской земле, где совершил свой духовный подвиг Серафим Саровский — великий подвижник Русской церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. По свидетельству графа Сергея Витте, канонизации Серафима Саровского потребовал от обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева лично Николай II (Эдарий). Царская семья прибыла в Саров 17 июля (по старому стилю) 1903 года на канонизацию святого. Саровского подвижника уже давно почитали в семье Романовых. Императрица Александра Федоровна верила, что именно его молитвами будет рожден наконец в семье мальчик — будущий наследник российского престола.
В июле 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, в них принял участие президент России Владимир Путин. В 2016 году, в День Крещения Руси, был освящён памятник Серафиму Саровскому в городе Орле. Чин освящения совершил патриарх Кирилл.
Будущий Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске. Его мирским именем было Прохор Мошнин. В возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Путь в Саров, в Тамбовскую губернию, ему указала старица Досифея, когда он посетил её в основанной Андреем Боголюбским Китаевой пустынью под Киевом. Тысячу дней и тысячу ночей Серафим провёл в подвиге столпничества на каменном валуне, молясь за Россию. К нему ехали многие знатные люди, в том числе император Александр I.
В 1922 году мощи Серафима Саровского были изъяты из Сарова и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. В храме в честь преподобного Серафима, освящённом в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев (этот крематорий назывался ещё «кафедрой безбожия»).
Достаточно долгое время Донской монастырь был филиалом Музея архитектуры им. Щусева. По своему историческому значению старое и новое кладбища Донского монастыря не утопают некрополю петербургской Александро-Невской Лавры.
Некрополь Донского монастыря является местом упокоения многих выдающихся деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства. О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует «Завещание» императрицы Екатерины II, написанное в 1792 году. В нём она указала, что если умрет в Москве, то ее следует похоронить в Донском монастыре.
На Новом кладбище у Донского кладбища захоронены представители московской научной и культурной элиты ХХ века, а также известные чекисты и разведчики такие как Павел Судоплатов, Вильям Фишер (Абель), Конон Молодый, благодаря расскажу которого в фильме «Семнадцать мгновений весны» появилась сама трогательная сцена — «Встреча с женой».
Вторичное обретение мощей Серафима Саровского произошло осенью 1990 года в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе, бывшем тогда музеем истории религии. 11 января 1991 года состоялась передача мощей. При участии патриарха Алексия II они были доставлены в Москву из Троицкого собора Санкт-петербургской Александро-Невской лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, главной святыней которого является чудотворная икона Божией Матери Казанская. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами Серафима Саровского отправился из Москвы. Была сделана остановка в Боголюбском монастыре, основанном Андреем Боголюбским рядом с открытой в ХХ веке стоянкой Сунгирь. 1 августа 1991 года при большом стечении народа мощи встречали в Дивеевском монастыре, основателем и постоянным покровителем которого был Серафим Саровский.
Дивеевский монастырь почитается как четвёртый земной Удел Пресвятой Богородицы, после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры. Его основание идёт от второй половины XVIII века, когда богатая рязанская помещица Агафья Мельгунова прибыла в Киев (стоящий на Нильском меридиане) и приняла монашеский постриг в Киево-Флоровском монастыре. Однажды, после ночного молитвенного бдения в Киево-Печерской Лавре, ей было видение Пресвятой Богородицы, которая повелела Агафье (к тому времени уже матушке Александре) идти на север России и обойти все великорусские места святых обителей Её. Божья Матери сказала, что укажет ей место, где возникнет её новая обитель.
Лаврские старцы признали видение матушки Александры истинным, и с их благословения монахиня отправилась в странствие по Руси. В 1760 году она шла из Мурома в Саровскую пустынь. Недалеко от Сарова, монахиня остановилась отдохнуть в селе Дивеево, и здесь, ей вновь было видение Божьей Матери, которая сообщила, что здесь то место, о котором она говорила ей во время откровения в Киеве. В 1773 — 1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Так началась история Казанской общины, из которой позже появилась Серафимо-Дивеевская община и монастырь.
В окрестностях монастыря располагаются шесть святых источников, пять из них находятся на территории Дивеева и самый известный из них – это источник в честь Казанской иконы Божией Матери. При расчистке этого источника в советские годы была найдена Казанская икона Божией Матери.
Сама история села Дивеево связана с Казанью. Оно возникло в 1559 году при Иване Грозном, взявшего Казань в 1552 году. Наиболее распространённая версия гласит, что первым владельцем села был ногайский мурза Дивей, получивший эти земли после удачного похода на Казань.
Позже под Казанью, в деревне Кокушкино, возникнет имение деда Ленина — Александра Бланка, который был отцом его матери. Бланк умер в год рождения Владимира Ульянова (Ленина), который круто изменит ход человеческой истории. В Кокушкино в 1887 — 1888 годах Владимир Ульянов находился после исключения из Казанского университета, здесь формировалось его твёрдое убеждение строить новый мир. Рядом с Кокушкино расположено село Чита. На санскрите «читта» — это «память». Оно происходит от корня «чит», «быть сознательным». Читта — это Подсознание, хранилище памяти.
В 1875 году Елена Блаватская создала в Нью-Йорке Теософское общество с девизом «Нет религии выше истины». Её очень ценил Матахма Ганди. Только ему и Ленину в ХХ веке было дано имя «Великая Душа».
В 1887 году семья Ульяновых, переехавшая в Самару из Симбирска вскоре после казни старшего сына Александра, купила землю и дом в Алакаевке. Через 10 лет, в 1897 году, Ульяновы переехали в Москву, продав имение купцу Данилину. Этот дом был построен в 1850 году наследниками основателя села Моисея Богданова. Позднее имением владел городской голова Самары Пётр Алабин и общественный деятель Константин Сибиряков — представитель одного из самых богатейший и влиятельнейших родов Сибири. Всей своей деятельностью его представители показывали из поколения в поколение, что «богатство может возвести человека к святости, если распоряжаться им так, как заповедует Бог». Некоторые из них активно участвовали в движении Толстовства.
Основатель рода Сибиряковых происходил из Яренского уезда Архангельской губернии. Расстояние от Яренска до Котласа составляет около 170 км., до Великого Устюга — 215 км. (по прямой). В Яренском уезде, в 26 км. от Яренска в сторону Котласа и Великого Устюга, в Троицкой церкви стояла до начала XIX века знаменитая икона Зырянская Троица, написанная Стефаном Пермским, уроженцем Великого Устюга. Эта икона представляет собой своеобразную трактовку традиционной позднепалеологовской иконографии Гостеприимства Авраама, от имени которого происходит название Абрамцево. Три ангела (Ветхозаветная Троица), восседающие за столом, перед ними — Авраам и Сара.
В первой четверти XVIII века Афанасий Сибиряков с сыновьями переселился из Архангельской губернии в Иркутск и занялся активной предпринимательской деятельностью. Его сын Михаил успешно расширил деятельность отца, стал крупным забайкальским предпринимателем, купцом I гильдии, владельцем горнорудного производства. Благодаря своим заслугам в экономическом развитии Сибири, принёс в род дворянский чин. В 1787 году он принял участие в создании Шелеховской торгово-промысловой «Американской» компании, которая в 1799 году была утверждена указом императора Павла I и получила название «Российско-Американской компании». Вместе с Романовыми, Михаил Сибиряков стал одним из акционеров компании. После продажи Аляски США в 1867 году компания формально прекратила свою деятельность, но фактически существовала до 1881 года и выплачивала дивиденды до 1888 года.
Самый известный представитель купеческой династии Мамонтовых. Одарённый русский предприниматель и щедрый меценат, много сделавший для развития страны и, главное, самобытной русской культуры, исходя из национальных интересов, а не из соображений личной наживы. Любовь к Родине и людям двигала Савву Ивановича в его безчисленных начинаниях.
Савва Иванович Мамонтов был человеком очень талантливым. Он занимался скульптурой, писал либретто для спектаклей, выступал в качестве актера и режиссера. Главным даром и талантом Саввы Мамонтова было «находить таланты». Он обладал удивительной способностью разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным для всех.
Скульптор Марк Антокольский назвал делом Мамонтова — искусство, а не строительство железных дорог. Известность и звание академика Антокольскому принесла его работа «Иван Грозный». Петербургскую мастерскую Антокольского посетил даже царь Александр II, который осмотрел статую Ивана Грозного, сказал, что она ему нравится, и заказал для себя бронзовую отливку с неё.
Иван Грозный в младенчестве был крещён в нынешней Троице-Сергиевой Лавре, рядом с которой располагается Абрамцево. После завершения обряда, отец будущего царя положил младенца на раку с мощами Сергия Радонежского и попросил святого о помощи своему наследнику. И эта помощь потом пришла… За время правления Ивана Грозного территория русского государства увеличилась в два раза, проведены реформы, устранена раздробленность, усилена центральная власть, без которой невозможно управление огромной державой. К завершению царствования первого русского царя Ивана Грозного, Россия стала размером больше всей остальной Европы.
Марк Антокольский, сказавший своим «Иваном Грозным» новое слово в русской скульптуре, получил значительную денежную помощь от Саввы Мамонтова, дававшую ему возможность завершить работу над следующей известной статуей, а именно первого русского императора Петра I. Савва Иванович вместе с семьёй посетил Антокольского в Риме. Материальное положение скульптора к тому времени было не из завидных. Мамонтов понял его нужду и предложил без особых условий средства в размере две тысячи рублей в счёт оплаты за будущую статую. Общая сумма заказа составляла девять тысяч рублей.
Марк Антокольский оказался в Италии по совету известного врача и общественного деятеля Сергея Петровича Боткина, создавшего учение об организме как о едином целом, подчиняющимся воле. Он был председателем Общества русских врачей до конца своих дней. Сергей Петрович был одиннадцатым ребёнком в многочисленной семье. Его отец — Пётр Кононович Боткин был купцом первой гильдии, благотворителем, основателем крупной фирмы, занимающейся оптовой чайной торговлей с Китаем. Его называют «пионером чайного дела» в России. Пётр Боткин родился в Торопце и до конца своих дней был потомственным почётным гражданином этого самого древнего города Тверской области.
В Торопце, стоящем на реке Торопа (приток Западной Двины) женился Александр Невский. Река Ока (санкр. «Соединение небесных светил») протекает в Торопецком районе Тверской области. Она относится к бассейну Балтийского моря, как и вышеуказанная Западная Двина. Другая река Ока, берущая начало у деревни Александровка Глазуновского района Орловской области, является крупнейшим правым притоком Волги – национального символа России, одной из крупнейших рек на Земле и крупнейшей в мире рекой, впадающей в бессточный (внутренний) водоём – Каспийское море. В месте впадения Оки в Волгу основан Нижний Новгород. До него крупнейшим и одним из древнейших русских городов на Средней Волге был Городец, в котором ушёл из этой жизни Александр Невский. Торопецкий уезд – родина патриарха Московского и всея России Тихона – первого после восстановления патриаршества в России в 1917 году.
Сергей Петрович Боткин во время Крымской войны был в отряде Пирогова, в качестве ординатора Симферопольского госпиталя. Один из его сыновей (Сергей Сергеевич Боткин), тоже врач, женился на дочери известного русского предпринимателя и благотворителя, коллекционера произведений русского изобразительного искусства Павла Михайловича Третьякова — основателя знаменитой Третьяковской галереи.
Вместе со своим младшим братом Сергеем, они родились в Москве, в купеческой семье. Напротив их родового дома сейчас стоит Президент-отель, рядом (в «Музеоне», принадлежащего ЦПКиО им. Максима Горького) — памятник Феликсу Дзержинскому, перенесённому с Лубянкой площади и Центральный дом художника, который является частью Третьяковской галереи. Супругой Павла Михайловича Третьякова стала Вера Николаевна Мамонтова – двоюродная сестра Саввы Ивановича Мамонтова.
Павел Михайлович, вместе со своим младшим братом Сергеем Михайловичем, на Волге создали Костромскую мануфактуру льняных изделий, которая приносила стабильный доход. Впоследствии братья Третьяковы увлеклись благотворительностью и коллекционированием живописи: Сергей Михайлович — полотнами западноевропейских мастеров, а Павел Михайлович — работами русских художников.
Александр Сергеевич Боткин (тоже сын С.П. Боткина, брат С.С. Боткина) – морской офицер и врач, женился на другой дочери Павла Михайловича Третьякова. Евгений Сергеевич Боткин (сын С.П. Боткина, брат С.С. Боткина и А.С. Боткина) был лечащим врачом семьи императора Николая II, прославлен в лике святых, вместе с семьёй последнего русского царя.
Работая над скульптурой первого русского царя Ивана Грозного, Антокольский тяжело заболел горловой чахоткой, и Боткин велел ему немедленно уехать на юг. Примечательно указание на горло. Горловая чакра Вишудха – это центр духовного и физического очищения, творчества, самовыражения. Благодаря этой чакре человек может черпать информацию из Вселенной, перейти на высший уровень духовного развития и т.д. Уже получивший известность Марк Антокольский уезжает на лечение и восстановление в Италию, в Рим. Там он снимает мастерскую и начинает работать над статуей Петра I.
Савва Мамонтов родился в Ялуторовске в доме на улице Вознесенской, названной так в честь Вознесенской церкви, в которой Савву и крестили. 60 км. (по прямой) от Ялуторовска до Тюмени, стоящей на месте древнего города Катарус.
У Ялуторовска в Тобол впадает река с древним названием Исеть. Из Ялуторовского уезда тогдашней Тобольской губернии был родом Павел Фитин – создатель атомной разведки и ядерного щита России. Название американской ядерной программы — «Манхеттенский проект» — имеет связь с местом, соединяющим в т.ч. через Катарус (Тюмень) в общем эволюционном потоке историю США и Россией. На санскрите, уша или уса (usa) означает «заря». Богиня зари Ушас является одной из высших божеств «Ригведы».
Можно сказать, что нынешние США олицетворяют наследие Атлантиды, в то время как Россия — наследница Лемурии, из которой вышли будущие атланты. Лемурийцы знали о судьбе своего материка и заранее готовили новые места. Один из наиболее известных в нынешних США — это гора Шаста. На территории нынешней России — это т.н. Лемурийский Египет. Россия и США оказывают ключевое влияние на развитие человечества в этом эволюционном цикле. Учитывая, что он связан с опытом Дуальности, политические системы этих ведущих стран диаметрально противоположные. В рамках Божественного Единства любые противоположности притягиваются друг к другу и от их взаимодействия рождается движение вперёд. Шаста и Голливуд находятся на землях, связанных с историей Российско-Американской компании, которая основала и управляла Русской Америкой. До революции 1917 года на Урале жил и успешно работал будущих президент США Герберт Гувер, именем которого названа знаменитая дамба недалеко от Лас-Вегаса.
В ХХ веке огромное влияние получило кино, самой большой кинофабрикой мира и центром мирового кино стал Голливуд, основатели которого родились в России. Русские корни имеют многие голливудские звезды: Стивен Спилберг (самый знаменитый режиссёр Голливуда), Леонардо ДиКаприо (получившему всемирную известность благодаря главной роли в фильме «Титаник», активировавшим на глубинном уровне многомерные коды Вознесения и новых эволюционных программ), Харрисон Форд (главные роли в фильмах «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «К-19» и т.д.), Сильвестр Сталлоне, Памела Андерсон и другие.
Не случайно, американский композитор еврейского происхождения Ирвинг Берлин — автор песни «Боже, благослови Америку», которая считается неофициальным гимном США, родом из Тобольска. Когда он ушёл из этой жизни в Нью-Йорке, экс-президент Рональд Рейган прислал на смерть композитора соболезнование, а действующий на тот момент президент Джордж Буш-старший на похоронной церемонии в Бостоне (стоящим на одной широте с российской Находкой) возглавил траурную колонну, а затем выступил с речью, в которой назвал Берлина «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать пониманию истории нашего народа».
Ирвинг Берлин родился в Российской империи, но вырос вырос на Манхэттене, в районе Нижнего Ист-Сайда, где в то время проживало много иммигрантов из России и Восточной Европы. Богатое иммигрантское прошлое Нижнего Ист-Сайда сформировало его уникальный культурный ландшафт. Район отображён в таких известных фильмах как «Крёстный отец 2» и «Однажды в Америке». Этому району посвящали свои песни различные знаменитые группы, включая Band of Gypsys, название которой — дань великому джазовому гитаристу Джанго Райнхардту, который был цыганом по происхождению. В его честь назван международный фестиваль цыганского джаза, ежегодно проходящий в Нью-Йорке (русс. Новый Йорк). Нижний Ист-Сайд имеет сообщение с Бруклином по Уильямсбургскому и Манхэттенскому мостам.
Именно в Бруклине работал один из самых известных разведчиков-нелегалов Абель, в миру – Вильям Фишер, спасший Советский Союз от ядерного удара. После исторического обмена и возращения на Родину, Вильям Генрихович Фишер до конца своих дней жил и работал в посёлке Старых большевиков возле платформы Челюскинская железной дороги, которую построил отец Саввы Мамонтова. Отец Фишера был российским революционером, другом и соратником старых большевиков – Ленина, Кржижановского и других. По этой железной дороге, мимо этого места, Савва Мамонтов ездил на работу из семейной усадьбы Абрамцева в Москву.
Супругой Саввы Ивановича была Елизавета Григорьевна Сапожникова, дочь шелкоторговца, купца первой гильдии. Именно в Милане произошла их первая встреча. Лиза Сапожникова путешествовала по Италии вместе с матерью – Верой Владимировной, в девичестве — Алексеевой. К семнадцати годам будущая супруга Мамонтова была вполне сформировавшейся личностью: получила хорошее домашнее образование, музицировала, интересовалась литературой и искусством. Её двоюродным братом был классик русского театра, который изменил мир — Константин Станиславский (Алексеев) – основатель Московского Художественного театра (с которым тесные исторические связи имеет «Ромэн»), первый народный артист СССР (1936), создатель знаменитой актёрской системы, которая до сих пор имеет огромную популярность в России и в мире.
Настоящая фамилия Станиславского – Алексеев. Его отец был крупным промышленником-фабрикантом, специализировался на изготовлении канители — тончайшей золотой и серебряной нити. Мать, урожденная Яковлева, была дочерью знаменитой парижской артистки Мари Варлей. В то время актерство считалось несолидным занятием. Поэтому, в январе 1885 года, чтобы сохранить репутацию семьи, Константин Сергеевич принял театральный псевдоним Станиславский в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией. Само имя Станислав имеет славянское происхождение. Оно образовано от основ слов «стан» («становиться», «устанавливаться») и «слав» («слава»), поэтому имеет различные варианты перевода – «ставший славным», «установивший славу», что действительно соответствует вкладу Константина Станиславского в мировую культуру. Рядом с Красной площадью, на пересечении Тверской улицы (начинающейся от Кремля) и Камергерского переулка перед входом в МХТ имени Чехова, стоит памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко. Идентичны по значению названия Твери и священного индийского города Дварка.
Отец Саввы Мамонтова подарил молодым на свадьбу особняк на Садовой-Спасской, недалеко от нынешнего Ярославского вокзала, в строительство и декорирование которого Савва Морозов вложил очень много сил и средств, подчеркивая красоту Севера России, стратегическую, духовную и экономическую важность этого региона для России. В Советское время Ярославский вокзал стал неотъемлемой частью Комсомольской площади, которая по своей монументальности стоит на втором месте после Красной.
11 сентября 1899 года Савва Морозов был арестован в своём московском доме на Садовой-Спасской. После обыска, его повели пешком в наручниках в тюрьму на Таганке. Считается, что двоюродный брат Блаватской – российский министр финансов Сергей Витте – привёл Савву Морозова к разорению и переходу Московско—Ярославско—Архангельской железной дороги в собственность государства. Формально, его обвинили в незаконном изъятии из кассы железной дороги крупной денежной суммы и злоупотреблениях при строительстве линии Вологда — Архангельск. Есть мнение, что Мамонтову не простили его стремление доказать экономическое преимущество частного владения железными дорогами над государственным. В такой огромной стране как Россия, железные дороги имеют стратегическое значение.
На защиту Саввы Мамонтова встала вся культурная Москва и один из её лучших адвокатов – Фёдор Плевако, уроженец нынешней Челябинской области. С ним Мамонтов был знаком с юношеских лет. Они вместе учились на юридическом факультете Московского университета, основанном императрицей Елизаветой в 1755 году и получившим в 1940 года имя Михаила Васильевича Ломоносова, стоявшего у его истоков. История места главного корпуса этого университета на Воробьёвых горах связана с Храмом Христа Спасителя, спроектированного Александром Витбергом.
Процесс по делу Мамонтова и его компаньонов проходил в период летнего солнцестояния, с 23 по 31 июня 1900 года. В основе заключительной речи Фёдора Плевако содержался посыл о том, что на скамью подсудимых Мамонтова привела «нездоровая обстановка в русской промышленности». Савву Ивановича решили наказать за деяния, которые при других обстоятельствах могли стать поводом для его «предпринимательского триумфа». В итоге, Мамонтов был оправдан по уголовным обвинениям. Суд присяжных на все вопросы о фактах нецелевого использования средств обвиняемыми ответил утвердительно; на вопросы о виновности — отрицательно.
Приговор присяжных был встречен рукоплесканиями. Присутствовавший в зале заседаний Московского окружного суда Максим Горький осенью 1900 года писал Чехову: «Видел я Мамонтова — оригинальная фигура! Мне совсем не кажется, что он жулик по существу своему, а просто он слишком любит красивое и в любви своей — увлёкся».
Хотя Савва Мамонтов был оправдан по уголовным обвинениям, в отношении его были также поданы и гражданские финансовые иски. 7 июля 1900 года Московский окружной суд признал Мамонтова несостоятельным должником, что привело к распродаже его имущества. Были проданы промышленные предприятия Морозова. Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога перешла в казну. Часть знаменитой мамонтовской художественная коллекции ушла в Третьяковскую галерею, некоторые произведения попали в Русский музей. К февралю 1902 года все претензии кредиторов были полностью удовлетворены за счёт денег, вырученных от продажи акций и имущества.
Савва Мамонтов не оставлял попыток вернуться к активной деятельности, периодически выступал в прессе с предложениями по железнодорожному строительству, но ни одно его заявление о концессии не получило одобрения в Министерстве путей сообщения.
После суда Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна стали жить отдельно. Мамонтов поселился в бревенчатом доме недалеко от нынешнего Савёловского вокзала в Тверском районе столицы. В своё время именно Савва Иванович стал инициатором строительства железной дороги от Москвы до села Савёлово на Волге. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой для развития стратегически важных северных областей России.
Мамонтов перевёз из Абрамцева в Москву гончарную мастерскую, ставшую хозяйственным предприятием, изготавливавшим небольшими партиями печные изразцы, посудные формы, мелкую бытовую пластику и т.д. В последние годы рядом с Мамонтовым находилась Евгения Решетилова (моложе его на тридцать восемь лет) — учительница из Торжка – древнего города на Тверской земле. Народной учительницей из Тверской губернии была и первая жена вышеуказанного Фёдора Плевако, защищавшего Мамонтова на суде.
Тверь – родина Афанасия Никитина – первого европейца, достигшего Индии и описавшего своё долгое, полное опасностей и приключений путешествие. В Тверской губернии родились браться Орловы, приведшие к власти Екатерину Великую. С 1774 года бриллиант «Орлов» инкрустирован в Императорский скипетр Екатерины Великой. В настоящее время этот алмаз индийского происхождения является самым крупным алмазом в коллекции исторических драгоценных камней Алмазного фонда Российской Федерации. Алмаз «Орлов» — крупнейший из найденных в Индии. Он был обнаружен в районе Голконды, принадлежал Великим Моголам и Персидским шахам. Не случайно именно вышеуказанный Афанасий Никитин около 1469 года посетил Голконду, стал первым европейцем, посетившим и описавшим этот город в своих путевых записках «Хождение за три моря». Примечательно, что Фёдор Плевако, будучи искренне верующим человеком, пытался примирить взгляды Льва Толстого с догматами официальной церкви. Толстого называют зеркалом русского индуизма. Он оказал огромное влияние на мировоззрение Махатмы Ганди – отца современной индийской нации.
В конце 1907 года от воспаления лёгких скончалась дочь Мамонтовых – Вера Самарина — героиня ныне хранящихся в Третьяковской галерее широко известных картин Валентина Серова «Девочка с персиками» (1887 год), для которой позировала в возрасте 11 лет, и Виктора Васнецова «Алёнушка» (1881 год).
Заботу о троих детях Веры Саввичны взяла на себя Елизавета Григорьевна Мамонтова — супруга Саввы Ивановича Мамонтова, культурный и общественный деятель своего времени, одна из основательниц знаменитого Абрамцевского художественного кружка. Это неформальное объединение русской интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей и др.) было задуман в 1872 году в Риме. Просуществовало в Абрамцево с 1878 по 1893 годы. Сама Елизавета Григорьевна ушла из этой жизни через девять месяцев после дочери.
Сам Савва Иванович в апреле революционного 1918 года покинул этот мир. Похороны были скромными, гроб с его телом перевезли из Москвы в Абрамцево, к жене и дочери Вере, у стен небольшой церкви Спаса Нерукотворного Образа, построенной им с друзьями, всей абрамцевской «семьей».
Траурный поезд по собственной инициативе составили рабочими Ярославского вокзала, чтобы в последний раз выразить уважение к человеку, который связал и по сей день действующими железными дорогами Москву с Троице-Сергиевой Лаврой, Русский север от Архангельска и Мурманска с центрально-европейской частью России, угольные шахты Донецка с Азовским морем и т.д.
Жизнь и дело видного русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова – это яркий пример подвижничества на все времена. Уроженца Сибири, его всегда отличали искренняя любовь к окружающим, талант объединять разных людей и приводить их к сотрудничеству на благо Отечества.